Как приучить ребенка делать уроки: борьба с ленью. Как заставить ребенка делать уроки? Что делать, если ребенок не хочет делать домашнее задание сам? Что делать, если ребенок не понимает предмет

Наш эксперт – клинический психолог, арттерапевт Татьяна Чалик .

Обстановка, при которой ребенок занимается дома, существенно отличается от школьной. Можно в любое время встать и подвигаться, мама двоек не ставит, за подглядывание в учебник никто не наказывает. Это рождает атмосферу свободы, которая, с одной стороны, развивает интерес к знаниям, а с другой – чревата безответственностью.

Как сделать время работы над уроками плодотворным?

В младшей школе

1. Ребенок должен знать, что каждый день, вернувшись домой, он после небольшого отдыха (час-полтора) сядет за уроки. К этому времени он уже успеет отдохнуть от школьных занятий, но еще не устанет и не перевозбудится от развлечений и игр. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами – ходит в музыкальную школу или на рисование, например, можно сесть за приготовление уроков и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, которые учатся во вторую смену, лучше всего делать уроки утром.

Адаптация первоклассника к школе может занимать полгода. Все это время родителям надо помогать малышам придерживаться нового режима.

2. Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм работы. Например, после 25 минут занятий младшекласснику следует сделать перерыв на 5–10 минут.

3. Ко второму классу ребенок должен научиться распределять свое время. Родителям нужно только откликаться на призыв о помощи. Беритесь помогать, когда ребенок сам об этом просит, иначе он будет считать, что мама за него все доделает.

4. Четко расставьте приоритеты: главное сейчас – это учеба. Не отвлекайте ребенка в момент выполнения уроков. Прибраться в комнате, вынести мусор можно и вечером.

В средней и старшей школе

Ученики средних классов уже должны уметь планировать время, помнить, сколько им задали на дом и к какому сроку. Но . Почему?

Ребенок долго копается с уроками, часто отвлекается.

Может, он не «тянет» объем нагрузки? Сейчас даже в «обычной» школе много задают на дом, так что не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями. Часто под предлогом «надо» родители водят свое чадо и на шахматы, и на рисование, и на курсы иностранного языка. Хотя это надо родителям, ребенок там не отдыхает, а продолжает нести повинность, как в школе. Отдых должен представлять собой то, что нравится ребенку, а не родителям.

Не стоит ограничивать время домашней работы, например, предупреждать, что через полчаса вы заберете тетрадь. Лучше научите ребенка ставить реально достижимые цели.

Может, ребенок таким образом пытается привлечь ваше внимание?

Не стоит постоянно его ругать, это будет лишь подкреплять плохое поведение, особенно если вы уделяете ребенку внимание только тогда, когда он провинился. Хвалите его чаще, и ваш ученик будет более охотно все делать сам.

Может, он сознательно не торопится делать уроки, так как знает, что, в конце концов, вы сядете рядом с ним?

Никогда не выполняйте его работу, а только объясняйте, как ее сделать, и то, если он попросит об этом вас сам. Объяснять – не значит решать, это всего лишь показать направление размышлений или пояснить задание.

Ребенок делает уроки быстро, но небрежно.

Выясните причину. Чаще всего и пойти погулять. В этой ситуации придется какое-то время методично проверять качество домашней работы. Только не стоит ориентировать ребенка на оценки, иначе он может решить, что важны именно они, а не сами знания.

Не надо наказывать ребенка за плохое выполнение работы, лучше расспросите, из-за чего это произошло.

Ребенок должен понимать, что только после того, как уроки закончены, он может заняться тем, что ему нравится.

Ребенок боится получить «двойку».

Важнее прививать любовь к знаниям, а не к хорошим оценкам. И нужно говорить и делать все, чтобы ребенок понимал, его будут любить, несмотря ни на плохие оценки, ни на жалобы учителей. Тогда и он будет стараться, ведь огорчать того, кто тебя любит, никому не хочется.

Период, когда ребёнок начинает обучение в школе, считается одним из самых сложных и для новоявленного ученика, и для его родителей. Ведь появляется множество организационных вопросов, решение которых имеет ключевое значение для успешности всей последующей учебной деятельности. Например, как научить малыша делать уроки самостоятельно, чтобы не тратить на это много времени.

Когда приучать к самостоятельности?

Ребёнок должен чувствовать себя самостоятельным, а не брошенным

Психологами и педагогами установлено, что ребёнок, не приученный делать уроки самостоятельно до 4 класса, впоследствии так и будет зависеть от посторонней помощи в выполнении домашнего задания. Связано это с тем, что первые годы малыш проявляет наибольший интерес к учёбе, да и авторитет учителя и родителей носит абсолютный характер. Поэтому все задания выполняются с удовольствием, а непонимание вызывает потребность получить объяснение.

С годами ситуация меняется, и учёба перестает быть ведущей линией деятельности, а ответы на вопросы школьной программы уже не столь важны для ребёнка.

С чего начать

Не стоит экономить на комфорте рабочего места малыша

Прежде чем заниматься выработкой навыка самостоятельной обработки заданного на дом материала, родителям ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно озаботиться организацией рабочего места и времени своего школьника.

  • Рабочий уголок или комната. Даже если жилищные условия не позволяют выделить ребёнку комнату, необходимо отделить пространство, в котором будут находиться школьные принадлежности, учебники, тетради, учебные пособия.
  • Письменный стол, удобный стул или кресло, настольная лампа. Качественная мебель – это не только залог здоровья (правильной осанки, хорошего зрения), но и гарантия того, что физический дискомфорт не будет отвлекать от уроков.
  • Установленное время для выполнения домашнего задания. Врачи убеждены, что самое продуктивное время – с 15.00 до 18.00. Вот здесь и таится одна из главных трудностей: это часы занятий в разнообразных секциях и кружках. Получается, чтобы вовремя сделать уроки, нужно пожертвовать всесторонним развитием ребёнка. Но нет, конечно, делать этого ни в коем случае нельзя. Просто «утрясите» свой распорядок и определите, когда малышу удобнее делать уроки. До или после внешкольных занятий, а может, письменные задания – перед кружком, устные – после.

Как мотивировать ребёнка

Обязательно хвалите ребёнка - только так он вырастет уверенным в себе человеком

Существует три действенных способа мотивировать ребёнка на учебную деятельность:

  • словесное одобрение;
  • хорошие оценки;
  • материальная выгода.

Главной мотивацией в младшем школьном возрасте, а именно в этот период можно и нужно приучать ребёнка делать домашнее задание самому, является похвала. Причём хвалить детей следует даже за самые маленькие победы и успехи. А находить их необходимо в том числе и в отрицательных моментах. Что касается уроков, то словесного поощрения заслуживает уже сам факт того, что малыш признал, что ему что-то непонятно или не нравится какой-то предмет. Сначала похвалите за смелость откровенно в этом признаться, а уж потом выясняйте причины негатива.

Что касается оценок, то они, безусловно, имеют существенное значение для школьников, но ни в коем случае нельзя ставить их во главу угла. Иначе любую плохую оценку (а за 11 лет школы они обязательно случатся) ребёнок будет воспринимать как трагедию, станет нервным и издёрганным.

Многие родители выбирают самый простой (но, надо признать, самый действенный) способ мотивировать ребёнка на выполнение уроков – материальное поощрение. Конфеты, возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор – вещественных «наград» может быть много. Только вот они таят в себе опасность того, что ребёнок будет манипулировать вами, выполняя любую работу за определённую «плату».

Что учесть, чтобы учить продуктивно

Терпеливо объясняйте и направляйте ребёнка в нужное русло

Перед тем как выбрать подходящий способ или варианты приучения малыша к самостоятельной обработке заданного на дом материала, обратите внимание на тот факт, что нет успешных или неуспешных методов. Есть индивидуальные особенности вашего ребёнка. Поэтому пробуйте и ищите, только тогда это будет иметь смысл и результат.

  • Составьте алгоритм. «Разложил школьные принадлежности – прочитал, что задано – выполнил работу». Так выглядит общий план выполнения домашнего задания, но для каждого предмета он может дополняться или изменяться. Например, для урока чтения: читаю – определяю героев – выстраиваю порядок действий – пересказываю.
  • Проверяйте сделанное задание. Постепенно проверку сводите только к трудным предметам, затем контролируйте выполнение раз в два-три дня, потом раз в неделю. Так, через 5-6 лет вы сможете ограничиться вопросом: «Тебе нужна моя помощь с уроками?»
  • Начинайте с трудных уроков. Сначала нужно сделать те предметы, которые требуют максимальной сосредоточенности (письменные), а потом переходить к более простым заданиям (устным или творческим).
  • Пользуйтесь черновиком. В этом случае проще вносить коррективы и анализировать ошибки.
  • Делайте перерывы. По санитарным нормам, ребёнок должен выполнять домашнее задание по схеме: 20Х10 (то есть 20 минут работы, 10 минут отдыха). К средней школе это соотношение должно прийти к 30Х15. Так ребёнок не успеет устать, но и не слишком расслабится.
  • Умейте объяснить. Если ребёнок не понимает новую тему или пропустил занятия, то заранее прочтите пару страниц учебника и наметьте план, по которому объясните упущенную информацию. Так вам будет легче учить, а малышу воспринимать.

Практические способы научить самостоятельной работе

Дайте возможность малышу самому найти ответ или вспомнить правило

Это интересно. Пару лет назад в нескольких городах Чехии проводился эксперимент: детям в школах не давали домашние задания, чтобы они могли больше времени проводить с родителями, не отвлекаясь на постижение научных премудростей. Однако через 3-4 месяца опыт пришлось прекратить из-за большого числа недовольных…учеников! Дети уверяли, что им стало сложнее учиться без традиционного закрепления полученной информации с помощью заданий на дом.

Если ваш малыш только пошёл в школу, то смиритесь – первое полугодие уроки вам придётся делать вместе от первой до последней буквы. Только так ребёнок приучится к самому факту необходимости выполнять домашнее задание и ответственности за результаты этого процесса.

  • Расширение границ самостоятельности. Постепенно сводите к тому, что юный школьник делает задание на черновике или читает про себя, а вы проверяете черновой вариант работы или слушаете пересказ.
  • Признание. Покажите ребёнку, что его работа так же важна, как ваша. Поэтому дайте ему возможность решить пример или написать упражнение самому в то время, пока вы занимаетесь своими делами. Малыш должен видеть рабочую обстановку вокруг.
  • Доверие. О том, что проверять домашнюю работу нужно, уже говорилось, но к концу младшешкольного периода позвольте ребёнку некоторые предметы (особенно те, которые попадают в категорию «любимые») не предоставлять вам на проверку.

Маленькие хитрости

Ребёнок с удовольствием будет объяснять своё домашнее задание игрушкам

Каждый родитель ищет свой путь, помогающий приучить ребёнка к тому, что уроки он должен делать сам. Среди проверенных методик можно выделить следующие:

  • «Двигаюсь по карте». На стену вешается «карта», на которой изображён алгоритм выполнения домашнего задания. Ребёнок должен пройти по тропам и, например, справляясь с каждым заданием, раскрывать по слову, которые затем собрать в интересное высказывание или загадку.
  • «Обучаю иностранца». Приобретите игрушку, которая будет играть роль иностранного гражданина. Малышу нужно объяснить и показать, как делать задания по школьным предметам.
  • «Собираю звёзды». За быстрое и правильное выполнение домашнего задания награждайте ребёнка похвалой и звездой, которую он будет вешать над своим письменным столом. Такая стена славы станет настоящей гордостью и будет мотивировать школьника стать ещё успешнее.

Вы можете придумать свой способ сделать процесс изучения заданного для ребёнка захватывающим и интересным. В этом вам помогут увлечения и интересы любимого ученика.

Криком и негативными эмоциями вы не поможете ребёнку сать самостоятельным

Если же вы хотите заново пройти всю школьную программу, то есть несколько действенных способов:

  • Кричите. Чем громче вы кричите, тем меньше понимает ваш ребёнок. Значит, материал не усвоится и его придётся повторять снова и снова. Пока не охрипнете.
  • Ругайте. Если у малыша не получается решить пример или написать предложения, обязательно укажите на то, что у него ничего в жизни не получается.
  • Избегайте повторов. Сегодняшнее задание – вот что важно. А то, что было вчера или неделю назад – кануло в вечность и повторять его нет никакого смысла.
  • Делайте уроки за ребёнка сами. Ведь только так можно сэкономить время.
  • Будьте стихийными. Проверяйте или помогайте своему школьнику только тогда, когда у вас есть настроение. Ну и что, что ваше настроение совпало с любимыми мультфильмами? Заставьте ребёнка подчиняться вашей воле!

Видео: Обучаем малыша делать уроки самостоятельно

Как научить ребёнка планировать время?

Разработаем алгоритм

Любые перемены в жизни заставляют ребенка приспосабливаться к новым условиям. Поступив в школу, за короткое время он должен адаптироваться в детском коллективе, привыкнуть к учителям, учебной дисциплине, распределению времени и многому другому. В результате ребенок испытывает большое психоэмоциональное напряжение. Снять «тревожность» поможет алгоритм действий: создание режима дня, где будет гармонично распределяться время нагрузки и отдыха. Выбирая кружки и секции, которые будет посещать ваш ребенок, надо учитывать его работоспособность, состояние здоровья, имеющиеся хронические заболевания. Старайтесь на первом этапе не перегружать его множеством внешкольных занятий. Оставьте разумный минимум, который он сможет охватить без потери сил и ущерба для здоровья. А когда его организм окрепнет (обычно это бывает к окончанию второго класса) можно расширить круг дополнительных увлечений.

Формируйте расписание занятий — школьных, дополнительных, домашних. В расписание включите все: время уроков, дополнительных занятий, время отдыха, время прогулок, приготовления ко сну и утреннего просыпания. Приучайте ребенка к четкому распорядку дня с самого начала обучения. Например: «Посмотри в расписание, что у тебя сегодня по плану? Сначала отдых после школы, а потом выполнение домашних заданий». Лучше всего снимет усталость прогулка на свежем воздухе, примерно час-полтора. Смена деятельности послужит хорошей разгрузкой после умственного напряжения. Снять усталость помогут и занятия творчеством. Творческая деятельность создает позитивный настрой, способствует безболезненному возвращению от игры к урокам.

Но переход этот очень сложен для ребенка на первом этапе школьного обучения. Самостоятельно справиться он не может. Поэтому взрослый должен помочь ребенку проследить по часам урочное время. Фраза «Садись делать уроки!» вызывает отторжение. Вероятно, вы помните это из своего детства. Поэтому включите фантазию и, исходя из индивидуальных особенностей вашего ребенка, найдите «нужный» сигнал. Это может быть, например, спокойная мелодия электронного будильника. Не забудьте, что время начала уроков должно быть внесено в расписание.

Правильное построение алгоритма дня, чередование «отдых — нагрузка» благотворно влияет на общую работоспособность ребенка и позволяет избежать переутомления. Надо учесть, что организм ребенка после восьми часов вечера должен готовиться к ночному отдыху. В этот период любая деятельность, тем более связанная с уроками, не может быть полезной и эффективной. Поэтому выполнять домашнее задание надо в так называемое результативное время, когда продуктивность мыслительной деятельности высока, активность мозга имеет достаточный потенциал для решения учебных задач.

Не выходите за временные рамки

Родители озадачены: «Готовим с ребенком домашнее задание, проверяем, а ребенок на следующий день ничего не помнит, рассказать ничего не может». Наблюдения показали, что все эти дети выполняли домашнее задание после девяти часов вечера. Возник вопрос: «Зависит ли успешность обучения, от временных рамок выполнения домашнего задания?» Ответ можно найти у ученых. В результате длительных исследований психофизиологи определили, что наивысшая активность головного мозга ребенка выпадает на утренние часы. Именно поэтому программа школьного обучения рассчитана на утренние часы. Согласно проверенной теории, продуктивность мозга ребенка сохраняется достаточно высокой и в дневное время, часть которого предполагается выделять на выполнение домашнего задания.

Чем старше становится ребенок, тем значительнее возрастает его интеллектуальная работоспособность. Рекомендуемое «результативное» время:

начальная школа — 14.00—16.00 среднее звено — 15.00—17.00 старшие классы — 15.00—18.00

Если обозначенные периоды времени для подготовки уроков по разным причинам не соблюдаются и ребенок лишь к вечеру берется за уроки, а потом сидит до ночи, никакой пользы от этой работы не следует ожидать. Происходит частичное запоминание и усвоение учебного материала. Все, что предполагает нормальный процесс восприятия и переработки информации, дает сбой. Результат таких домашних занятий можно наблюдать на следующий же день в школе, когда ребенок с трудом вспоминает обрывки задания, подготовленного накануне поздним вечером.

Полноценно и качественно запоминается материал только в периоды «активности» процессов головного мозга, и игнорировать их нежелательно. В противном случае даже выполненное домашнее задание не приносит желаемых результатов.

Важно помнить!

В вечернее время суток организм ребенка должен готовиться к отдыху, а не испытывать психическое или физическое напряжение. Даже если часть домашнего задания осталась невыполненной, отодвигать время сна не следует, так как это причинит вред здоровью ребенка и не принесет пользы для учебного процесса.

Универсальные правила для выполнения домашнего задания

Необходимо правильно организовать рабочее пространство.

Выбирайте мебель для рабочего места в соответствии с ростом ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно. Ноги не должны болтаться в воздухе, поэтому лучше купить стул с регулятором по высоте. Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же ваш ребенок левша, то свет должен падать справа. В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких, отвлекающих его звуков — радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может быть тихая, спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.

Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.

Час-полтора после школы ребенок должен отдохнуть, а уже затем садиться делать уроки.

С самого сложного выполнять домашнее задание начинать нельзя.

У любого ребенка на трудное задание уходит очень много времени, ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучиться с ним. Поэтому начинать лучше с простого, с самого любимого.

Работать без перерывов нельзя.

Мы, взрослые, не можем работать без перерывов, естественно, что детям перерывы просто необходимы. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должны 20—30 минут, а «переменки» — минут по 10. В «переменки» ребенку обязательно нужно подвигаться, снять мышечную усталость, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длиннее становится «урок».

Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями.

Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь ребенка не может состоять только из умственной деятельности.

При общении с ребенком исключите из своей речи резкие высказывания.

Негативные оценочные высказывания не просто расстраивают ребенка, зачастую они способны ухудшить его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценности, ощущение ненужности, что не способствует качественному выполнению домашнего задания. Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за 5 минут», «Я бы за это время!», необходимо исключить из лексикона.

Придерживайтесь темпа ребенка.

Не нужно подгонять или торопить ребенка — это создает нервозность, мешает ему работать над домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Возможно, ребенок отвлекается, потому что его нервная система требует времени для восстановления, или он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.

Способ №5. Убеждение+доверие+самоконтроль

Убеждающее воздействие

Ни для кого не секрет, что способ «убеждающего воздействия» для некоторых родителей — это ремень. Но ни страх, ни подавление детских желаний, как показывает практика, не приводит к желаемым результатам. Домашнее задание остается головной болью для таких родителей. Попробуем рассмотреть «убеждение» как способ «мягкого» воздействия на ребенка, ставящее целью скорректировать его взгляды, чтобы повлиять на последующее поведение. Данный способ является самым этичным способом влияния, так как здесь нет грубого насилия или внедрения в подсознание ребенка.

Прямой способ убеждения

Действовать этот способ будет, если не упустить время. Еще до школы ребенок интуитивно чувствует ценность знаний, свыкается с мыслью о необходимости учения, для того чтобы когда-нибудь по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (предпринимателем, летчиком, поваром, шофером). Убеждающее воздействие — это спокойный и аргументированный рассказ о «плюсах» школьной жизни, знакомство с новыми требованиями и обязанностями. В этот период требования, предъявляемые к школьному обучению, выполнение домашнего задания воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные. Родители в этот период обладают достаточным авторитетом для того, чтобы убедить ребенка в необходимости неукоснительного выполнения домашних заданий. Для получения положительного результата и у родителей, и у ребенка должен выработаться подход к урокам как к важному, серьезному делу и сопровождаться уважительным отношением друг к другу.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, в которых мама считает допустимым прервать занятия сына или дочери. Вдруг надо срочно принести что-нибудь, сбегать в магазин или вынести мусорное ведро, или пора есть — приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору, сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что таким своим поведением они воспитывают у ребенка отношение к учебе как к маловажному, второстепенному делу. В таких случаях у ребенка создается представление, что выполнение домашнего задания стоит на одном из последних мест среди домашних дел и обязанностей. Правильно поступают те родители, которые с первого дня учебы в школе дают ребенку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по своему усмотрению. Его в любой момент могли позвать с прогулки, отменить начатую игру. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое родители никогда не прерывают! У ребенка формируется стойкое убеждение: уроки так же важны, как работа, которую выполняют взрослые.

Если вы выбрали этот способ, то помните: требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к ребенку, а необходимое условие организации его жизни. При шаткости и неопределенности требований ребенок не сможет ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить его интерес к школе.

При разумном, правильном использовании этого способа быстрее проходит адаптация к школьному обучению, ребенок мотивирован к выполнению домашних заданий.

Косвенный способ убеждения

Косвенный способ убеждения заключается в анализе конкретных жизненных ситуаций, позволяющем убедить ребенка выполнять домашние задания; в обсуждении вместе с ребенком его школьных неудач; в использовании примера авторитетного для ребенка человека, героя книг, фильмов. Примером может быть обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» или мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве». Но у этого способа есть подводные камни: огромное значение имеет поведение самих родителей. Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, склонны подражать как хорошим, так и плохим поступкам. Как ведут себя родители, так приучаются вести себя и дети. Помните, что внушается ребенку только то, что несет в себе сильный эмоциональный заряд, то, о чем родители говорят искренне.

Важно помнить!

Убеждение — это сложный способ воздействия, при котором родители обращаются к сознанию и чувствам детей. Пользоваться им надо осторожно, вдумчиво и помнить, что убеждает каждое слово, даже случайно оброненное. Одна фраза, сказанная к месту, в нужный момент, может оказаться более действенной, чем урок морали. Если вы сможете убедить ребенка в его собственных силах и возможностях, он все реже и реже будет обращаться к вам за помощью.

Доверие

Для создания атмосферы доверия в семье необходимы две важные составляющие. Первая — сдержанное отношение родителей к школьным неуспехам. Это не значит, конечно, что надо перестать интересоваться успеваемостью вообще или занять позицию покровительственного отношения к двойкам. Иногда достаточно просто покачать головой, чтобы продемонстрировать свое отношение, и это произведет большее впечатление, чем открытый скандал или постоянные нотации и насмешки. Вторая — подлинный интерес к внешкольной жизни ребенка.

В атмосфере доверия у младшего школьника постепенно формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. В таких ситуациях, родителям надо быть доброжелательными советчиками, а не строгими судьями. Какие бы отрицательные чувства ни вызывали у вас рассказы ребенка, постарайтесь сдерживаться, спокойно, справедливо и доброжелательно разберитесь в ситуации. Если вы начнете упрекать и обвинять ребенка, не рассчитывайте впредь на его откровенность. В то же время нельзя постоянно фиксировать внимание на переживаниях ребенка, связанных со школой, показывать свою тревогу, чрезмерно его опекать, решая за него все проблемы и лишая самостоятельности.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашнего задания может приблизиться к золотой середине? Какие действия будут способствовать формированию самостоятельности у детей? Ответить на эти вопросы нам поможет правило: «Если ребенку трудно, и он готов принять помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Петя приступил к выполнению домашнего задания по математике. Решил сразу воспользоваться помощью мамы — это удобно, не требует собственных усилий. «Петя, наверное, ты не знаешь с чего начать, поэтому просишь меня помочь?» — спросила мама. Петя ответил: «Да». Мама помогла: четко определила, как ему действовать, но не стала решать за него. У Пети остался один вариант: думать и делать самому. Подобное повторилось еще несколько раз, и у Пети невольно стала вырабатываться привычка брать в руки учебник, разбираться в непонятном для него задании. Впоследствии мама отметила, что сын самостоятельно работает с учебником и прибегает к ее помощи только в самых необходимых случаях.

Важно помнить!

Если вы заметили у ребенка привычку начинать уроки с вопроса к вам — покажите ему свое твердое намерение выработать у него другую привычку — самостоятельного поиска ответа на вопрос.

Необходимо контролировать действия ребенка, которые он применяет для поиска решений. Если он прибегает к вашей помощи, то хорошо проанализируйте, действительно ли он сам сделал все и вы — его последняя инстанция. Только если вместо вредной опеки используется разумный, помогающий контроль, у ребенка выработается долгожданная для родителей самостоятельность.

Научите ребенка самоконтролю

Как научить ребёнка самоконтролю?

Рассмотрим, что подразумевается под таким сложным названием, как «самоконтроль». Если ребенок научился сознательно планировать и регулировать свою деятельность (ликуйте, родители!) у ребенка развит самоконтроль. Успешное обучение в школе предполагает развитие двух основных направлений самоконтроля: самоконтроля поведения и самоконтроля учебной деятельности.

Отсутствие или недостаточное развитие самоконтроля поведения превращают школьную жизнь ребенка в настоящий ад — ему сложно соответствовать требованиям режима и переносить нагрузку учебной программы. Самоконтроль поведения должен быть сформирован у ребенка еще до школы. В первом классе он совершенствуется, стабилизируется и обычно ребенок справляется со стрессом адаптации к школьной жизни, приобретает новые навыки общения с одноклассниками, втягивается в новый режим.

Развитие самоконтроля в учебной деятельности проявляется в умении выполнять работу, действовать по определенному образцу, соблюдать последовательность действий, находить в работе допущенные ошибки и самостоятельно исправлять их. Для этого ребенку необходимо идти путем проб и ошибок, а родителям — обсуждать с ним результаты ошибочных действий, не ругая, а делая выводы.

Развитие самоконтроля зависит во многом от реакции родителей на ошибки, допущенные в домашнем задании. Нередки ситуации, когда ребенок, торопливо выполняя домашнее задание, делает много ошибок, злится, все зачеркивает, и, не зная, что делать дальше, ищет помощи у родных. В таких ситуациях надо поддержать ребенка.

Мама успокаивает: «Петя, ты поспешил с решением, не подумал. Не расстраивайся, злиться можно только на самого себя, но это не поможет решению задачи. Успокойся, подумай, и у тебя все получится правильно». Петя справился с задачей. Мама поступила мудро — не огорчала сына, не отругала, а оказала ему поддержку в осмыслении происходящего.

Родители и учителя, иногда не желая того, порождают в детях боязнь ошибочных действий, страх наказания за ошибки. Поэтому у ребенка и затормаживается внутреннее желание действовать самостоятельно, контролировать себя, брать ответственность за выполняемую работу. Когда слишком силен контроль взрослых, личность ребенка «задавлена» и долго будет неспособна к развитию самоконтроля.

Важно помнить!

Формирование у ребенка самоконтроля во многом зависит от умения родителей своевременно предоставить ему возможность действовать самостоятельно, достигать результата, брать на себя ответственность за достижение цели.

Самое сложное для родителей во взаимоотношениях с ребенком — признание и развитие его инициативы, передача ответственности в его руки, предоставление ему определенной свободы действий, способствующей развитию самостоятельности и самоконтроля.

Уделите внимание выработке у ребенка адекватной эмоциональной реакции на допущенные ошибки. Вместо огорчения, злости и агрессии надо вырабатывать умение спокойно принимать ситуацию, ее осмысливать и делать выводы в будущем.

ЭФФЕКТ ПЕРВИЧНЫХ УСПЕХОВ

Как показывает практика, в начале обучения ребенок хочет выполнять задания. Он очень старается, настроен на успех. На этом этапе можно использовать так называемый эффект первичных успехов. Действительно, дети делают много ошибок и помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения и быстрой утомляемости.

Порой родителям сложно понять, какой элемент или какую букву написал ребенок. Но, если попросить ребенка показать, какая буква получилась у него лучше всего, он укажет почти на все буквы. Для ребенка сам факт написания букв — уже успех, новая ступень в его развитии. В этот момент родителям нужно действовать под девизом «Не навреди!». Роль родителей — подбадривать ребенка, помогать, если ребенок что-то не понял или забыл, деликатно вносить изменения в работу ребенка. Если нужно внести коррективы, воспользуйтесь фразами: «Мне кажется, вот эта цифра у тебя получилась лучше...» или «Как здорово, что ты научился писать букву К! У тебя так красиво получилось! Молодец!» Такие фразы создадут внутреннее желание сделать еще лучше, стараться при написании букв. Добившись даже небольших успехов, можно закрепить их на следующий день. Занятия же рывками не принесут положительного результата. Конечно, нужно требовать, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка. Постепенно ребенок научится сравнивать свою работу с образцом, а качество работы возрастет без нервного напряжения. В начале обучения у первоклассника плохо развиты пальчики. Бессмысленное переписывание можно заменить более интересным делом, например, лепкой, конструированием из «безопасных» спичек, вышивкой и т. п.

Слова поддержки желательно говорить по ситуации, не перехваливая ребенка, не приучая к легкой похвале.

. Будьте последовательны!

Первоклассникам домашнего задания не задают, учителя лишь рекомендуют прописывать одну-две строки элементов букв и цифр. Очень ответственные родители заставляют переписывать домашнее задание по 10 раз. Но бывает и так: сегодня взрослый заставит переписать домашнее задание, а завтра даже не проверит, так как окажется занят или просто устанет. В результате ребенок может начать ловчить, учитывая занятость и настроение родителей, а собственного чувства ответственности у него так и не сформируется.

Важно помнить!

Основная задача родителей — способствовать созданию у ребенка настроя на преодоление трудностей, на достижение результата.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВСЕДНЕВНЫХ СИТУАЦИЙ

Ребенок часто задает вопрос: «Зачем учить математику?» или «Почему я должен делать русский язык?» Использование «повседневных ситуаций» поможет ответить на эти вопросы. Применение этого способа не отнимет много времени. Способ предполагает путем демонстрации неожиданных и интересных проекций математики, русского языка и других дисциплин на повседневную жизнь поддерживать и развивать познавательную активность, позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

В первое время ребенок еще не знаком с содержанием конкретных учебных предметов. Познавательный интерес формируется лишь по мере углубления в математику, русский язык и другие предметы. И все-таки, благодаря интересу, для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах как последовательность чисел, порядок букв и многое другое.

Применяя этот способ, можно подготовить ребенка к приготовлению домашнего задания. Вы встретили его после занятий. Идете домой. Он рассказывает о школьных приключениях, знаниях, которые получил, читает объявления, вывески. В это время вы можете повторить всю фонетику: выделить гласные и согласные звуки, например, в слове «почта», поговорить о звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуках. Или, к примеру, дома вы разрезали торт, пирог. Теперь, для ребенка одна вторая, две третьих — это не пустой звук, а вполне понятное дробное число. Весь геометрический материал можно продемонстрировать на архитектуре города. Подготовить к решению задач можно с помощью вопросов: «Сколько пар обуви будет стоять в коридоре, когда с работы вернется папа? А когда ты уйдешь гулять?» или «Сколько яблок нужно купить на три дня, если каждый из нас будет съедать в день по одному яблоку?». Освоить практические навыки решения задач нередко помогают ситуации, в которых ребенок оказывается в позиции покупателя. Первый опыт ребенок получает в школьном буфете. «Мама, смотри: я купил в буфете пирожок, ты мне дала одну денежку, а теперь у меня их вон как много!» — радостно рассказывает малыш. Ребенку нравится его новая роль. Постепенно можно задать вопросы: «Сколько тебе надо взять денег, чтобы купить хлеб и молоко? Я тебе дам 50 рублей. Сколько сдачи тебе должны дать?» И не сомневайтесь, рано или поздно все ваши старания принесут свои плоды.

Важно помнить!

Применяя этот способ, вы убиваете не двух, а трех зайцев: лучше узнаете своего ребенка, развиваете его речь, демонстрируете неожиданные и интересные проявления школьных знаний.

В ход идут уговоры, компромиссы и, чего уж таить, крики и скандалы. Но, как оказалось, чтобы заставить ребенка делать уроки без всех этих побочных эффектов, нужно просто оставить его в покое. Как это сделать, рассказала Екатерина Мурашова.

Ребенок не хочет делать уроки. История первая

— У меня чудесная девочка. Добрая, отзывчивая, ласковая, умная. Если ее попросить, всегда мне поможет по хозяйству. На все праздники рисует мне рисунки — «любимой мамочке». Она учится в третьем классе. И учится-то неплохо! Но вот смотрите, я просто плачу, потому что у меня уже сил нет. Почему? Сейчас я скажу. У нас с ней все замечательно, пока дело не доходит до приготовления уроков.

Она прекрасно понимает, что уроки все равно нужно делать. Едва ли не каждый вечер мы с ней договариваемся, как все завтра будет: она сама сядет, их быстренько сделает (для нее это совсем не трудно), и мы с ней не будем ругаться. Но вот на следующий день доходит до дела и у нее находится сто отговорок: сейчас я доиграю, сейчас водички попью, котика бабушке отнесу, бабушка просила ей плед из шкафа достать (это было вчера вечером, но она вспомнила только сейчас), а вот скажи мне, мама, я давно хотела тебя спросить…И все это может тянуться часами! Сначала я пытаюсь себя сдерживать, отвечаю спокойно: давай потом, садись за уроки, уже вечер, ты потом уже ничего соображать не будешь, но в конце концов не выдерживаю и просто ору, как сержант на солдата: «Алена, садись немедленно, иначе я не знаю, что с тобой сделаю!» Тут она обижается и начинает плакать: «Мама, что ты на меня всегда кричишь?! Что я тебе сделала плохого?» А я и правда чувствую себя каким-то монстром, ведь она у меня хорошая девочка-то! Но ведь нельзя уроки-то не делать! А если все на самотек пустить, так она до десяти часов проволынит, когда уже спать нужно, а не математику решать… Что нам делать? Я не хочу портить свои отношения с дочкой!

Ребенок не хочет делать уроки. История вторая

— Самое обидное вот что: если он все-таки сядет и сосредоточится, ему все эти уроки — тьфу! За полчаса-час все сделает в лучшем виде. Когда я сам был маленьким, это называлось — сила воли. Мы ее сами у себя тренировали, понимали, что это важная для жизни вещь. Так вот у нее ее нет, это я вам должен ответственно заявить. Мы до вас были у психолога, еще в четвертом классе. Она сказала: болезнь у него, синдром дефицита внимания. Какой дефицит, если он всегда мог лего (маленькие такие детальки, вы знаете?) по пять часов подряд собирать, а теперь, если дорвется, в компьютере такие сложные уровни проходит, что у меня самого терпения бы не хватило! Так что не в болезни дело, ответственности просто нет за свою будущую судьбу. А откуда взяться, если все вокруг только и делают, что их развлекают? Я ему говорю: ты пойми, надо просто взять себя в руки, сесть и сделать эти проклятые уроки. А потом все — до вечера гуляй, свободен! Он вроде понимает, но как доходит до дела… Матери и теще вообще хамит. Когда они мне жалуются, а я — к нему, отвечает: я их никогда сам первый не трогаю, пусть они не лезут, это мои уроки, в конце-то концов… Я пробовал вообще убирать компьютер. С уроками лучше — если делать совсем нечего, сгодятся и они. Но настроение все время поганое, обстановка в семье взрывоопасная, да и вообще — компьютер это же не носитель зла какой-то, это важный современный инструмент для всего, в том числе и для социализации и получения информации, нельзя сегодня из соображений какой-то сомнительной пользы растить ребенка в пещере и кормить корешками… Но что делать-то, это же всего лишь седьмой класс, а мы вообще-то планировали одиннадцать, у него совершенно нормальные мозги, это все учителя в один голос говорят, да я и сам вижу, но с таким прилежанием…

Ребенок не хочет делать уроки. История третья

— Ой, вот только вы не начинайте, пожалуйста! Я это уже тысячу, если не миллион раз слышал! И все сам понимаю: десятый класс, надо уже собраться и думать о своей дальнейшей судьбе. Надо много заниматься, чтобы хорошо сдать ЕГЭ… ну что там еще надо? Я все знаю! И вообще на сто процентов согласен. Вот мать мне не верит, думает, я ей вру, чтобы она отвязалась, а я не вру — я сам все время думаю, что вот, с завтрашнего дня, с понедельника, с новой четверти возьмусь как следует, подтяну то, что пропустил, и буду каждый день все уроки делать. Я правда так думаю! Ровно до того момента, когда надо отложить телефон, выключить комп, музыку (у нас в классе есть такие, которые могут под музыку заниматься и даже под телевизор, а я не могу, мне тишина нужна) и сесть, наконец. И вот тут — полный аут. Вы не поверите, я иногда даже учебник с тетрадью не могу себя заставить из сумки достать… Иногда подумаю: да что ж это я, псих какой-то, что ли! Заставлю все-таки, принесу сумку, выну все, только соберусь позаниматься… И сразу сто разных дел вспоминаются: Вике обещал позвонить, «Вконтакте» надо кое-что срочно посмотреть, мать еще в среду просила кран на кухне подкрутить… Я понимаю, что таблеток от такого быть не может, но, может, гипноз есть какой?

Вы слышали такие монологи? А может, даже сами их произносили?

А представляете, сколько тысяч (да что там — миллионов!) родителей и детей по всему миру произнесут их прямо сегодня!

Как заставить ребенка делать уроки: советы психолога

Я хочу сообщить вам потрясающее известие: кажется, я знаю методику, позволяющую решить эту проблему! Хочу сразу сказать: эту методику придумала не я, а тринадцатилетний мальчик по имени Василий. Так что если все верно и за решение такой общераспространенной проблемы полагается Нобелевская премия мира в семье, то это не мне, а ему — Васе.

Я ему, если честно, сначала не очень поверила. Очень уж все просто. Но я — экспериментатор по воспитанию и образованию. У меня первая должность после окончания университета так и называлась в трудовой книжке — «стажер-исследователь».

Поэтому я провела эксперимент. Отловила двадцать семей, которые у меня в кабинете произносили монологи, подобные вышеприведенным, рассказала им о Васиной методике, и подговорила их попробовать, а потом мне отчитаться. Отчитались семнадцать из двадцати (трое просто пропали из моего поля зрения). И вот у шестнадцати из семнадцати — все получилось!

Что нужно делать? Все очень просто. Эксперимент длится две недели. Все готовы к тому, что ребенок, может быть, вообще уроков за это время не сделает. Никаких, никогда. У маленьких можно даже с учительницей договориться: психолог порекомендовал эксперимент для улучшения сложной обстановки в семье, потом отработаем, подтянем, сделаем, не волнуйтесь, Марья Петровна. Но двойки ставьте, конечно.

Что дома?

Ребенок садится за уроки, ЗАРАНЕЕ зная, что делать их он НЕ БУДЕТ. Это понятно? Ну вот такой договор. Достать книжки, тетрадки, ручку, карандаши, блокнот для черновиков… что там еще нужно для приготовления уроков? Разложить все. А вот именно ДЕЛАТЬ УРОКИ — вообще не нужно. И это известно заранее. НЕ БУДУ делать.

(Но если вдруг захотелось, тогда можно, конечно, что-то немножко и сделать. Но совершенно необязательно и даже нежелательно, если честно).

Выполнил все подготовительные этапы, посидел за столом десять секунд и пошел, допустим, играть с котом. Потом, когда игры с котом закончены, можно еще раз подойти к столу. Посмотреть, что задано. Узнать, если чего-то не записал. Раскрыть тетрадь и учебник на нужной странице. Найти нужное упражнение. А ДЕЛАТЬ опять ничего НЕ НУЖНО. Ну, если сразу увидел что-то простое, что можно за минуту выучить (написать, решить, подчеркнуть), — тогда сделаешь. И если взял разгон и уже не остановиться, ну тогда еще что-то… Но лучше оставить на третий подход. Но вот же это, это вообще легкотня. А вообще-то планируется встать и пойти поесть. А вовсе не уроки… А эта задача не получается… не получается… не получается… Ну ладно, сейчас в ГДЗ решение посмотрю… А, так вот тут что было! Как же я не догадался-то!.. А теперь что — только английский и остался? Нет, его сейчас НЕ НУЖНО делать. Потом. Когда потом? Ну вот сейчас только Ленке позвоню… Почему это, пока я разговариваю с Ленкой, мне лезет в голову этот дурацкий английский? Гнать его поганой метлой! Еще! И еще! Ленка, а ты вот это сделала? А как? Я там чего-то не въехала… А, вот там как… Ага, записала… Но делать не буду! НЕ НУЖНО! А вдруг потом забуду, что поняла? Не, ну проще, конечно, его сейчас сделать, хотя я и не собиралась… И это что, получается, я уже все уроки сделала?! И времени еще не очень много? И никто меня не заставлял? Ай да я, молодец какая! Мама даже не поверила, что я уже все! А потом посмотрела, проверила и так обрадовалась!

Ну вот какую-то такую солянку и излагали мне отчитывавшиеся о результатах эксперимента мальчики и девочки (со 2-го по 10-й класс). С четвертого «подхода к снаряду» делали уроки практически все (многие — раньше, особенно маленькие).

Как это работает?

Ну, во-первых, для многих действительно труден сам инициационный момент. Сесть (усадить ребенка) за уроки. Потом, когда сели, все уже легче (если не само собой) идет. Вы зарядку пробовали когда-нибудь делать? Согласны, что труднее всего заставить себя начать? Редко кто уже встал в позу на коврике, поднял руки, вдохнул и — бросил все на середине упражнения. Если уж начал, сегодня доделает, скорее всего… Здесь то же самое. Провели без всякого принуждения подготовительные действия (я не буду делать уроки, я свободен на две недели, это такие условия эксперимента), первую ступеньку преодолели успешно, а дальше — уже включился стереотип или еще что вполне рефлекторное.

Во-вторых, вообще нет сопротивления (себе и родителям). Я не собираюсь делать уроки. Наоборот. То есть мне ничего не грозит. Эксперимент странного психолога освободил меня на время от заезженной семейной пластинки. Мне даже любопытно…

В-третьих, включается парадоксальная интенция. А чего это за маразм-то? Я вот разложил учебники, нашел задание, вот, уже вижу эти примеры, прикинул, как их решать, вот здесь сократить надо… И что — сейчас не запишу это, а пойду телек смотреть? Глупость какая-то! Никто же не обязывал меня только двойки эти две недели получать!.. Наоборот — вот все удивятся!

Это дети. Родители, конечно, в основном просто тихо млели от санкционированной психологом эмоциональной разгрузки.

Результат: у четырех детей успеваемость стала несколько хуже, но совершенно не катастрофически. У девяти — осталась в среднем на прежнем уровне (но уже без родительского давления).

Правда, почти у всех изменилась структура успеваемости: как-то вдруг стало ясно, какие предметы ребенку нравятся, какие даются легче, какие тяжелее (это понятно, ведь родители больше внимания и давления вкладывали в то, что идет хуже, и поэтому результаты там зачастую в итоге получались лучше. Сами дети, конечно, поступали наоборот)..У двух детей (средние классы) успеваемость резко взлетела вверх, с двоек-троек на частые четверки и даже пятерки — чисто на парадоксальной интенции: вот видишь, я тебе говорил, что если ты от меня отстанешь, все будет зашибись! Я прав? Нет, вот ты теперь прямо здесь, у психолога, скажи, я прав?! И еще один ребенок добровольно от эксперимента отказался на третий день и попросил родителей по-прежнему его заставлять садиться за уроки, ему так привычнее и проще, он от этого эксперимента нервничает и заснуть не может… Мама, узнав от меня об остальных результатах, тихо поплакала у меня в кабинете и ушла усаживать свое чадо дальше. Если ребенок просит…

Вот такая методика. Мне очень понравилась, честно сказать. Делюсь с читателями, уверена, что еще кому-то будет полезна.

А как вы приучаете ребенка делать уроки?

Вконтакте

Одноклассники

Не знаю, как Вашим детям, но моей дочери сегодня уже задали первые домашние задания. Так что покой нам только снится, не правда ли:)

1. Не хватайтесь за голову. Еще успеете:)

2. Сегодня – лучшее время для того, чтобы обсудить с ребенком новый режим выполнения домашних заданий (да и вообще новый режим дня после каникул). Постарайтесь поговорить с сыном/дочерью по душам. Очень искренне расскажите ему о том, почему качественно выполнять домашние задания так важно. Как всегда, подчеркивайте, что это – в интересах самого ребенка.

3. Дело вовсе не в оценках!!! Обязательно проговорите этот момент. Дело в усвоении новых знаний и навыков, которые очень пригодятся в будущем. Как пример вспомните какой-нибудь эпизод из своей жизни, когда Вам действительно очень помогли знания или навыки, приобретенные еще в школьные годы. У каждого родителя в запасе есть парочка таких примеров, главное – хорошенько покопаться в памяти, что ради ребенка можно и сделать:)

4. Четко обозначьте ребенку, в какое время он должен готовить уроки. Я знаю, что есть дети, которые, не успев переодеться после школы, хватаются за учебники и тетрадки. Но есть и те, кто тянет кота за хвост до самой ночи, а потом впопыхах и, естественно, абы как строчит домашние задания. И то, и другое работает против Вас и Вашего ученика! В этом случае ребенок вряд ли будет доволен сам собой (про Вас и говорить не будем). А ведь важнейшее условие для формирования положительного мнения о самом себе – это удачное завершение дела. Успех порождает успех. Отсюда вывод: чем лучше с каждым разом у Вашего ученика будут получаться домашние задания, тем больше он будет хотеть засесть за них снова. Это естественное формирование внутренней мотивации. Так помогите же ребенку ее обрести!

5. Спокойно, но настойчиво объясните ребенку, в каком месте он должен готовить уроки. Не сочтите меня занудой, но этот момент крайне важен! Если уже сегодня-завтра Вы позволите своему ненаглядному чаду решать примеры на диване, упражнение по русскому языку выполнять в тетради, лёжа на ковре в гостиной, а стишок повторять в перерывах между поеданием бутерброда и потягиванием апельсинового сока, ждите головной боли. Домашние задания, скорее всего, будут сделаны кое-как. Но это еще полбеды. Значительно хуже другое: ребенок привыкнет (если еще не привык!) относиться к своим прямым обязанностям спустя рукава: делать то, что ему поручают, где-то, как-то, когда-то . А разве этого Вы хотите для своего ребенка?

6. Не спешите предлагать помощь! Не обесценивайте способности своего ребенка. Пусть сначала Ваш ученик сделает всё, что сможет, самостоятельно. И только после этого помогите разобраться с непосильным для него заданием.

7. И самое главное: делегируйте ребенку не исполнение – делегируйте ответственность. Приучайте ребенка к мысли, что за результаты домашних заданий несет ответственность только он сам – не Вы, не учитель, не сосед по парте.