Правила работы с цветовым кругом. Цветовые сочетания Родственная гамма

Правила сочетания цветов в одежде

При выборе платья можно ошибиться не только с фасоном, но и с цветом. У каждой из нас есть свои любимые цвета, но проблема в том, что цвета и краски, которые нравятся нам, не всегда совпадают с теми, которые нам реально подходят и делают нас более привлекательными.

Итак, чтобы эффект соответствовал нашим ожиданиям, необходимо соблюдать законы колористики, учитывать сочетаемость цветов между собой и с элементами окружения, нашим типажом, с ароматами, которыми мы пользуемся. В умелых руках цвет становится эффективным инструментом осознанного формирования индивидуального имиджа.

Для начала расмотрим главные характеристики цвета, так как это основа правильного его использования.

Все цвета делятся на хроматические , содержащие в себе красный, синий или другие цвета, и ахроматические —оттенки серого в диапазоне от белого к черному.


Из-за изменений яркости и насыщенности появляются оттенки цвета. Например, если к насыщенному красному добавить белый, получится бледный розовый, а если к отражаемому свету добавить черный, получится коричневый—все это изменения яркости и насыщенности цвета. Оттенки очень важны для гармонии в сочетании цветов.

3 характеристики цвета:

Яркость — указывает на то, светлый цвет или темный. Цвет с самой высокой явкостью—белый, это самый светлый цвет. Цвет с самой низкой яркостью—черный, это самый темный цвет. Среди хроматических цветов цвет с самой высокой яркостью—желтый.

Насыщенность — указывает на насыщенность или бледность. Два оттенка одного и того же тона могут отличаться степенью блеклости. Например, при уменьшении насыщенности синий цвет приближается к серому.

Цветовой тон — указывает на различия оттенков красного, синего, желтого.
Указывает на оттенки спектральных цветов. Оттенки, плавно преходящие друг в друга от красного к фиолетовому, как в радуге, и замкнутые в кольцо, называют цветовым кругом . В этом круге показаны все цвета, которые можем увидеть в повседневной жизни, исключая ахроматические—белый и черный.

Цветовым кругом называют красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый цвета (цвета радуги), замкнутые в кольцо. Цвета спектра, плавно переходящие друг в друга, образуют огромное количество других цветов. Благодаря представлениям о цветовом круге, нам будет легче подбирать сочетания цветов.


Родственные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 30 градусов от того или иного цвета, становящегося основой для подбора цветов (ключевого цвета). При подборе цвета используется изменение яркости и насыщенности. Если в цветовом круге из 12 цветов в качестве ключевого цвета взять желтый, родственным цветом будет, собственно, желтый.

Контрастные цвета — это цвета, находящиеся в пределах 90 градусов от цвета, находящегося напротив цвета, являющегося основой подбора цветов (ключевого цвета). Подчеркнутые различия тонов дают эффект поддержки друг друга. Ели в качестве ключевого цвета взять желтый, контрастными цветами будут синий, сине-фиолетовый и фиолетовый. Цвет, находящийся напротив ключевого, также называют дополнительным, для желтого дополнительным цветом является синий.


Родственно-контрастные цвета — это цвета, расположенные на цветовом круге в пределах 90 градусов, включая цвет, становящийся основой подбора цветов (ключевой цвет). Совмещение похожих цветов дает гармонию. Если в качестве ключевого цвета взять желтый, родственно контрастными цветами будут желто-зеленый, зеленый, желто-оранжевый и красно-оранжевый.


1. Родственно-контрастные цвета 2. Дополнительныц цвет

Теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Они дают заряд бодрости, вызывают положительные эмоции.

Холодные цвета: зелено-синий, синий, фиолетовый. Они навевают меланхолию, тихое, задумчивое настроение.

Выбирая свой цвет, мы, сознательно или нет, учитываем свой тип внешности. Типов, как известно, четыре - Зима, Весна, Лето, Осень. Рекомендуют использовать максимум три цвета. Один из них будет преобладать в образе, второй — подчеркивать его и оттенять, а третий — расставлять акценты, в зависимости от того, что мы хотим подчеркнуть. Однако, бывают очень кстати и другие сочетания красок.

1. Монохроматическое сочетание

Используется только один цвет, но со всем многообразием тонов, от самых светлых до самых темных.

Очень важна так называемая созвучность оттенков. Они должны быть в одном цветовом ряду.

2. Ахроматическое. Используем черный, серый и белый. И расставляем яркие цветные акценты с помощью аксессуаров - броши, браслетов, шарфика. Самое приятное здесь то, что эти цвета гармонируют абсолютно с любым цветом. Для классического варианта хватит белого и черного.

3. Комплиментарное

Такое сочетание особенно нравится творческим людям, ведь оно позволяет сочетать контрастные цвета.
Творческие люди, как показывает практика и опросы, предпочитают в одежде три основные пары цветов: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый. Объединяя такие контрастные цвета, вы придаете образу динамику, привлекаете внимание к себе. Однако, многие, считают, что соединение красного и зеленого в одежде смотрится слишком безвкусно. Но в данном случае важно правильно подбирать оттенки.

4. Гармоничное. Такое сочетание цветов всегда строго выдержанно и радует глаз. Цвета уместно дополняют друг друга, создают баланс и гармонию в образе.

6 законов цветовых сочетаний в одежде, которые не следует нарушать

1 закон: Сочетание не более 4-х цветов
В образе должно быть использовано от 2-х до 4-х цветов. В случае использования только 1-го цвета создаётся ощущение скучности и бледности. Используя более 4-х цветов, можно стать похожи на попугая. При виде такого образа взгляд людей перескакивает с одного цвета на другой, не зная, где остановиться. Бессознательно это повышает тревожность людей и заставляет называть вашу одежду «наляпистой».

2 закон: Соотношение цветов не в равной степени: 1 или 2 основных цвета + дополнительные цвета.
В одежде обязательно должен быть основной цвет, которого больше по площади и какие-то дополнительные цвета, которых меньше.
Например, синее платье до колена, голубой шарф и чёрные туфли (синий — главный).
Имейте в виду, что большую роль играет не только цвет одежды, но и цвет колготок, волос, сумки, даже пакетов, которые держим в руках. Т.е. всего того, что в данный момент с нами или на нас.

3 закон: Чёрное, белое, серое сочетаются со всеми цветами.
Универсальные цвета, которые могут дополнять любой другой цвет-это серый, чёрный, белый. Имейте в виду, что визуально белый цвет расширяет, чёрный сужает.
Эти цвета лучше всего использовать для базовых вещей, которые потом будут дополнять яркие аксессуары или цветные вещи. Выбирая между красными, синими и чёрными туфлями, лучше выбрать чёрные. Они будут сочетаться со всеми вещами в гардеробе.

4 закон: Все пастельные тона сочетаются между собой независимо от оттенка.
Пастельные цвета- это бежевый, персиковый, розовый, светло-голубой и т.п. Т.е. все цвета, в добавлении которых очень много белого. Такие цвета можно комбинировать между собой в любом порядке. Будьте осторожны с розовым- единственный цвет, который полнит.

5 закон: Низ должен быть на 1-3 тона темнее верха (белый цвет-исключение) .
Важно правило, которое позволяет визуально сделать фигуру лёгкой и более стройной. Основание (низ) должен быть прочнее, устойчивее, а значит темнее. Верх должен быть легче, прозрачнее, светлее. Как, например, в природе: дерево, которое имеет коричневый ствол и светло-зелёные листья. Нарушая это правило, вы выглядите как перевернутый треугольник с широкими тяжёлыми плечами и узким тазом.

6 закон: Сочетаются родственные или контрастные цвета.
Между собой можно сочетать либо родственные, либо контрастные цвета. Все остальные варианты- негармоничные.

Родственные -это цвета, которые отличаются друг от друга по оттенку (красный, розовый, тёмно-красный)

Хорошо сочетаются между собой бежевые оттенки разной светлоты, кремовый, оттенки какао и кофе, насыщенные оттенки коричневого (шоколадным, каштановым).

Выбрать свой цвет, принт, фактуру и правильно сочетать цвета поможет таблица сочетания цветов.

Бежевый





Глухой желтый



Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание. Цветовая гармония в дизайне представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как

Цветового тона;

Светлоты;

Насыщенности;

Размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Выделяют четыре группы цветовых сочетаний:

Это такая гармония, которая заключается в выборе одного цветового тона, и в сочетании его оттенков, разных по насыщенности. Гармония нескольких тонов одного цвета, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый (рис.1.10).

Рис.1.10

Родственная цветовая гармония - это гармония цветов расположенных в одной четверти цветового круга и имеющих в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый) (рис.1.11).

Рис.1.11

Родственно-контрастная - это цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.

Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные (рис.1.12).

Рис.1.12

Контрастно-дополнительная гармония - это диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.

Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При соприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их (рис. 1.13).

Рис.1.13

Как и обещал, переношу конспект сюда...

Считается, что основных цветов есть три, и все остальные цвета можно получить путем смешения основных при различном пропорциональном их соотношении...

Все спектральные цвета называются хроматическими
Все остальные цвета получаются путем смешения основных.
Серый белый и черный называются ахроматическими

Взаимодополнительными цветами являются противоположно расположенные цвета в спектре.
Они когда расположены рядом друг-друга усиливают, зажигают.

основные характеристики цвета:

1. Цветовой тон (оттенок по отношению к основному цвету спектра)

2. Светлота (большая или меньшая близость цвета к белому)

3.Насыщенность (степень яркости цвета, изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета)

4. Тепло- холодность (Все хроматические цвета и их оттенки делятся на теплые и холодные.
К теплым относятся цвета огня и солнца - желтый, оранжевый.
К холодным относятся цвета воды, льда - голубой, синий.)

* В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком - теплый, а с синим - холодный.

...Теплые и насыщенны
е (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также приближающими], выступающими.

... Холодные цвета и ненасыщенные
создают впечатление отдаленности. Поэтому их называют удаляющими,отступающими.

Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим - синий. Изображённые на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя. Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность, приблизить и выделить одни части фото и отодвинуть на задний план другие.
Свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают.
Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне.

В зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть.

В зависимости от того, как предмет расположен к источнику света, различают
шесть переходных степеней светотени :

блик - особо высветленная часть предмета.
светлая часть -
часть предмета, обращенная к источнику света;
полутон- часть
предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
теневая часть -
часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
рефлекс -
свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов.
тень,
падающая от предмета на другую освещенную часть;

Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.


На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета - красный, желтый, зеленый, синий

Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета.

Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные - с внешней.

Монохромные - цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе.

Родственные- цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.
Родственно-контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.

Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой.

Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом.

Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов работы, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной фотографии необходимо, чтобы каждый цвет, взятый в сочетании с другими цветами, не выпячивался и не пропадал, а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а разнообразии оттенков и переходов цвета.

Есть несколько правил, которые помогут вам при подборе гармоничного сочетания цветов.

Цвет -----------------> Гармонирующие цвета

Цвет -Красный
Гармонирующие цвета-Зеленый, серый

Цвет -Малиновый
Гармонирующие цвета-Жемчужно-серый, розовато-лиловый

Цвет-Темно-красный (бардо)
Гармонирующие цвета-Черный, голубой, беж

Цвет-Алый
Гармонирующие цвета-Светло-голубой, зеленый

Цвет-Густо-розовый
Гармонирующие цвета-Различные оттенки голубого

Цвет-Коричнево-розовый
Гармонирующие цвета-Голубой, кремовый

Цвет-Бледно-розовый
Гармонирующие цвета-Салатный, бледно-сиреневый, голубой

Цвет-Оранжевый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий

Цвет-Соломенно-желтый
Гармонирующие цвета-Бледно-розовый, серовато-голубой, зеленый

Цвет- Желтый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, голубой, зеленый

Цвет-[Бледно-желтый
Гармонирующие цвета-Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый

Цвет-Золотистый
Гармонирующие цвета-Светло-серый, зеленый, темно-красный

Цвет-Темно-зеленый
Гармонирующие цвета-Коричневый, беж

Цвет-Серо-зеленый (цвет морской волны)
Гармонирующие цвета-Васильковый, оранжевый

Цвет-Синий
Гармонирующие цвета-Желтый, песочный, оранжевый, розовый

Цвет-Бледно-зеленый
Гармонирующие цвета-Темно-зеленый, лиловато-розовый

Цвет-Серо-голубой
Гармонирующие цвета-Бордо, серый

Цвет-Фиолетовый
Гармонирующие цвета-Светлые и темные оттенки зеленого

Цвет-Бледно-сиреневый
Гармонирующие цвета-Зеленый, серый, розовато-лиловый

Цвет-Розовато-лиловый
Гармонирующие цвета-Изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый

Цвет-Коричневый
Гармонирующие цвета-Оранжевый, красный, беж

Цвет-Серый
Гармонирующие цвета-Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый

Основные цвета радуги, расположенные согласно их положению в спектре (1)
и по убыванию степени светлоты (2).
3 - монохромный вариант цветового ряда 2

Kонтраст светлых и темных тонов:
К изменениям яркости наше зрение наиболее чувствительно - мы воспринимаем не только сильные перепады светлого и темного, но и тончайшие нюансы изменения светлоты тонов.


Между дополнительными цветами, цветовой контраст которых считается очень сильным, существует различный контраст яркости - между красным и зеленым он наименьший, а между желтым и фиолетовым - максимален.

Гармоничное фото часто содержит в большем или меньшем количестве набор полутонов разной яркости от очень светлого к очень темному. Изменение распределения полутонов на снимке часто позволяет исправить вялый снимок.

контраст по цвету:

Считается, что одновременный контраст трех главных цветов, является самым сильным.

Цветное изображение, построенное на контрасте по цвету, может потерять информативность при преобразовании в монохромное.

Цветовой контраст усиливает ощущения бодрости, чистоты, решительности, энергичности. Он используется для передачи сильных эмоций.

Автор фото Андрей Турцевич

Kонтраст теплого и холодного:

Удивительно, но теплые и холодные цвета, которые так естественно ассоциируются с температурой, могут передавать, также ощущение глубины пространства. Причина тому - свойства земной атмосферы окрашивать удаленные предметы в синеватые тона. Чем дальше предмет от нас находится, тем более холодным он кажется. Художники этим пользуются для усиления чувства близости объектов, умышленно окрашивая их в более теплые тона.

С помощь контраста теплого и холодного вы можете усилить ощущение глубины пространства в пейзажной фотографии,
контраст теплого и холодного можно использовать для передачи динамики.

Ситуация, когда дальние объекты показываются в кадре в более теплых тонах может приводить к диссонансу.

Kонтраст по площади цветовых пятен:
Принцип использования цветового контраста по площади заключается в том, что для усиления звучания какого либо цветового оттенка, его задействуют в меньшем количестве. Изменив пропорции цветов в кадре, можно создать новый цветовой эффект. Чтобы правильно определить пропорцию, необходимо учитывать, что воздействие цвета определяется не только занимаемой площадью, но и другими видами цветового контраста.

Чем светлее цвет, тем меньше должна быть его пропорция для достижения эффекта контраста по площади.

Вот примерные значения степени светлоты основных неразбеленных цветов радуги по десятибалльной шкале: красный - 6, оранжевый - 8, желтый - 9, зеленый - 6, голубой - 7, синий - 4, фиолетовый - 3.

Гармоничное сочетание дают оттенки, общее восприятие которых соответствует монохромному серому, однако для создания гармоничного произведения необходимо учесть как сам цветовой оттенок, так и занимаемую им область.

Например, красный и зеленый - дополнительные цвета. Это значит, их сочетание будет восприниматься как гормоничная нейтральная гамма, если каждый цвет на фотографии займет равную площадь, по той причине, что степень светлоты обеих цветов примерно одинакова.

Иначе складывается ситуация при использовании другого сочетания дополнительных цветов - фиолетового и оранжевого. Поскольку желтый втрое светлее фиолетового, для достижения гармоничного монохроматического эффекта, его необходимо взять в три раза меньшем количестве.

Если же в пропорции 1:3 соотнести красный и зеленый цвета, мы получим совсем иное восприятие гаммы красного и зеленого, где эффект по площади цветовых пятен создаст новый эффект.

Kонтраст дополнительных цветов:

В отличие от других видов контраста, этот проявляется между конкретными парами оттенков - для каждого цвета существует единственный цвет, ему дополнительный. Дополнительными называются два цвета, при смешении дающие нейтральный тон. На действии дополнительных оттенков строится теория цветовой гармонии - наиболее гармоничным принято считать такое сочетание нескольких оттенков, общее восприятие которых соответствовало бы нейтральному тону.

Контраст дополнительных цветов - один и самых сильных, при его использовании необходимо учитывать не только с психологию, но и физиологию восприятия цвета человеком. Например, разглядывание одноцветного объекта приведет к появлению в поле зрения ощущения дополнительного цвета. Этот эффект необходимо учитывают при компоновке цветных снимков.

б ольшое спасибо Андрею Турцевичу за столь доходчивое раскрытие темы!

Наверное, каждый, при создании одежды или при подборе гардероба, задумывался о цветовых сочетаниях тканей. Это очень важно, так как правильные цвета одежды создают гармонию с собственным колоритом.
Для правильного подбора цвета дизайнеры и стилисты пользуются теорией цвета Иттена. Эту теорию полезно знать всем, чтобы не ограничивать свой выбор одежды. Также теорию Иттена используют дизайнеры интерьера, художники, фотографы.
Итак, перед Вами круг Иттена. Он состоит из трёх групп цветов:
1 группа: основные цвета (красный, жёлтый, синий) – эти цвета существуют в природе самостоятельно, все остальные производные от них;
2 группа: вторичные цвета – это смешение двух основных цветов (оранжевый, зеленый фиолетовый);
3 группа: третичные цвета – это смешение первичных и вторичных.

Существует четыре группы цветовых сочетаний :

1. Родственные цвета (аналоговые) – любые три цвета, расположенные рядом в ¼ круга.

2. Контрастные цвета – диаметрально противоположные цвета цветового круга. Это яркие сочетания, динамичные, настроенческие, бодрые.

3. Родственно-контрастные сочетания – расположены в двух соседних четвертях цветового круга. Например, сине-зеленый и желто-зеленый родственны, потому что их связывает один из главных цветов (чистый зеленый), и одновременно контрастны: они содержат примеси дополнительных - синего и жёлтого.
Существует 4 группы родственно-контрастных цветов:
1) жёлто-красный и красно-синий;
2) красно-синий и сине-зеленый;
3) сине-зеленый и зелено-жёлтый;
4) зелено-жёлтый и жёлто-красный.
Пример из интерьера, но то же самое можно делать и в одежде:

4. Монохромные цвета – это один цвет разной светлоты.

Виды цвета.
1. Хроматические (цветные).
2. Ахроматические (белый, чёрный, серый).

Восприятие цвета .
Чёрный фон делает цвет ярким.
Белый фон делает цвет темнее.
Оранжевый цвет делает красный цвет тусклым.

Характеристики цвета.

Существую 3 характеристики цвета:

2) насыщенность;
3) светлота.

Цветовой фон – главная характеристика цвета. Делится на тёплые и холодные тона. Тёплые цвета напоминают лето, солнце, огонь. Холодные – зиму, лёд, воду.

На этом рисунке разделены на тёплые и холодные цвета на круге Иттена, но можно каждый их цветов сделать тёплым или холодным: если к основному цвету добавим чёрный – цвет станет теплее, а если белый – холоднее. Также можно добавить к основному цвету жёлтый – получится тёплый цвет, или голубой – получится холодный.

Или яркость цвета определяется по двум характеристикам:
- яркий цвет;
- приглушенный цвет.
Серый цвет создает приглушенный оттенки:

– это глубина цвета, отличие от белого или черного.
Белый – осветляет цвет, придает мягкость, пастельность.
Чёрный цвет делает цвет тёмным, тяжёлым, отнимает яркость.


Особенности цвета.

Уменьшают, отдаляют – холодные, тёмные, матовые.
Увеличивают, приближают – тёплые, светлые, блестящие, перламутровые.

Исходя из этого, можно написать о свойствах ткани:
- блестящие ткани (сатин, атлас) – отражают свет (полнят);
- матовые ткани (шерсть) – поглощают свет (худят).

Гармоничное сочетание цветов:

Красный – зеленый, серый, синий.
Бордо – чёрный, голубой, бежевый.
Оранжевый – фиолетовый, бледно-голубой, ярко синий.
Жёлтый – фиолетовый, голубой, зеленый, коричневый.
Тёмно-зеленый – коричневый, бежевый.
Бледно-зеленый – тёмно-зеленый, серый, фиолетовый.
Фиолетовый – светлые и тёмные оттенки зеленого, жёлтый.
Коричневый – оранжевый, красный, бежевый, серый.
Синий – красный, серый, бордо, оранжевый жёлтый.
Розовый – голубой, бордо, коричневый, серый.
Голубой – красный, коричневый, синий, оранжевый, светло-фиолетовый.

Продолжение следует...

Теория цвета

Хроматические цвета

Если для ахроматических цветов главным и единственным свойством является способность изменяться по светлоте, то для хроматических цветов главным свойством является способность изменяться по цветовому тону. Два других их свойства, таких, как насыщенность и светлота регулируется с помощью ахроматических цветов.

Насыщенность цвета
уменьшается с изменением светлоты цвета (темнее - светлее).

Одно из ключевых понятий в цветоведении. У нас постоянная потребность высветлять или затенять цвет. В обоих случаях цвет теряет свою яркость (насыщенность). Он, либо выбеливается, либо "чернится". Объект гасится, уводится от нашего внимания. Все внимание остается на самом ярком цвете! Кроме управления нашим вниманием, уровень насыщенности может создавать общую цветовую гамму, колорит работы (в приглушенных тонах, в ярких тонах, в серебристых и т.п.).

Основные цвета

Все разнообразие спектра белого света основано на взаимодействии - красного, желтого, синего и зеленого . Это основные цвета для красок, и они не содержат в себе посторонних оттенков цвета.

Оптическое смешение позволяет получать любой другой цвет, используя только три основных цвета - красный, желтый и синий .

Двухцветная юла (цвета на концах диагонали цветового круга) при вращении становится белой.

Дополнительные цвета

Каждая пара из четырех основных цветов в сумме образует белый цвет, поэтому их называют дополнительными. В круге они расположены друг против друга, красный напротив зеленого, а желтый напротив синего. Основные цвета не содержат примесей других цветов.

Любой другой промежуточный цвет так же является дополнительным к цвету, расположенному на противоположной стороне круга.

Зачем это знать? Если вы любите предельно яркие, звенящие работы, создавайте в каждом ее кусочке цветовой контраст, то есть, рядом с выбранным вами цветом помещайте дополнительный к нему цвет. Эти пары легко найти в цветовом круге (они на концах любой его диагонали).
Контрастные цвета , это и есть те самые пары из дополняющих друг друга цветов.

Родственные цвета

Все сочетания цветов, выбранных в пределах одной четверти цветового круга, представляют группу родственных цветов.

Кровное родство здесь подменяется родством по цвету. Оранжевая гамма в своих смесях содержит в разных пропорциях два основных цвета - красный и жёлтый, салатовая гамма содержит - жёлтый и зелёный, и т. д.

Смотрим, как меняется рисунок в кружках, в зависимости от выбора той или иной группы родственных цветов. Какую бы группу вы не выбрали, цветовая гамма будет мягкой и дружелюбной. Для детей, это самый понятный вид сочетания цветов.

Родственно-контрастные сочетания цвета

Данный принцип гармонизации цветов очень часто встречается в практике художников. Он напоминает действие цветного фильтра (или источника света), который своим цветом объединяет все, что сквозь него видно.

Родственно-контрастными отношениями связаны те цвета, которые находятся в двух соседних четвертях цветового круга.
Если взять любой основной цвет, то его соседние четверти можно использовать для получения родственно-контрастных сочетаний. Основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий) не входят в эти сочетания. Почему? Они все чистые, без примеси других оттенков.

Группы родственные, так как в их составе присутствует один, общий для всех основной цвет, тот, что разделяет соседние четверти. Но группы и контрастные, так как одна из них содержит примесь, контрастную по цвету примеси другой группы промежуточных цветов.

Данные сочетания цветов привлекательны своей веселой, но не броской контрастностью.

И так, родственные сочетания принадлежат одной четверти цветового круга, а родственно-контрастные , двум соседним четвертям.

Холодные сочетания цвета

синий цвет и его оттенки, вызывает ощущения холода.

Как подобрать сочетание холодных цветов, не зная, где они находятся! Все знают о существовании теплых и холодных цветов. Какая в том польза? Художник постоянно говорит себе, это надо сделать теплее, а это холоднее, то же он часто повторяет и детям, или спрашивает их об этом. А еще говорят о теплой и холодной гамме (сочетании цветов).

Тёплые сочетания цвета

Половина цветового круга, которая содержит желтый цвет и его оттенки, вызывает ощущения теплоты солнечного света.

Обычно, такого объяснения детям достаточно. Тёплые и холодные, родственные, это те сочетания, которые не вызывают вопросов.

Ахроматические цвета

Если из цветов белого спектра исключить цветовую составляющую, то на их месте останутся только бесцветные серые тона, относящиеся к “ахроматическим цветам”. Черный и белый тона образуют промежуточную градацию серых оттенков.

Ахроматические цвета могут изменяться только по светлоте. Это единственное их свойство играет ключевую роль в изменении свойств хроматических цветов (насыщенность и светлота цветового тона).

Контраст тона

Явление контраста характеризуется взаимным усилением двух соприкоснувшихся противоположностей. Добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, все эти, и многие другие, крайности не могут обойтись друг без друга. Но это, именно, крайности. Их место на предельных границах какого-либо явления. И чем ближе случается им соприкоснуться друг с другом, тем заметнее нам их противоборство. Стремление к взаимному отторжению, аналогично взаимодействию магнитных полюсов с противоположными знаками. По мере их сближения, силы отталкивания возрастают.

Контраст можно ослабить или усилить.
Наибольший контраст возникает по линии соприкосновения тонов. Его называют краевым .

Размывание границ пятна или уменьшение его тонового различия с фоном ослабляет контраст .

Иллюзия

В искусстве все относительно. То, что на черном фоне смотрится белым, на белом фоне оказывается серым.

Требуется достаточный опыт, чтобы уверенно сказать, какой из представленного ряда серых квадратов, находится на черном фоне.

Корректирующее влияние мозга на зрительное восприятие с наибольшей очевидностью проявляется в том, как мы ощущаем контрастные цветовые и светлотные сочетания.

Требуется усилить то, что невозможно усилить, например белый цвет. Поместите его на черный фон и цель достигнута, белое станет казаться еще белее.