«Не-Сказка»

Режиссёры — Антон Ланшаков и Алексей Хруслов
Автор сценария — Сабина Шульга, при участии Антона Ланшакова и Алексея Хруслова
Генеральный продюсер — Сергей Свиридов
Продюсер — Дмитрий Афанасьев
Оператор-постановщик — Роман Александров
Композитор и звукорежиссёр — Александр Овчинников
Художник-постановщик — Ольга Калафати
Художник по гриму — Михаил Вигдоров

В главных ролях:
Анастасия Свиридова, Алексей Свиридов, Александр Туманов, Ирина Соболева, Лев Кузьмичёв, Святослав Юзыч, Олег Сушков, Максим Ратинер.

Скачать сценарий

Содержание

Невозможно в точности передать ощущения от наших съёмок. Даже приблизительно это трудно передать. Снимать «Не-Сказку» было примерно как бежать впереди поезда и одновременно играть по телефону в шахматы без доски. Только ещё сложнее.

Поэтому мы решили отказаться от эмоциональных воспоминаний и выложить только голые факты. Только правда, сухо и по-деловому. И много фотографий. Как всегда, приглашаем участников съёмок поделиться своими воспоминаниями или дополнить список фактов своими — пишите нам по адресу info@kkdc.ru и присылайте свои комментарии.

 

1. Факты о фильме

— мы выложили для скачивания полный 73-страничный сценарий, написанный по американскому стандарту «1 страница = 1 минута фильма». Мы дописывали и переправляли сценарий перед каждым съёмочным днём. Но первоначальный сценарий был в районе 50 страниц, и по нему-то мы и приступали к съёмкам. О чём это говорит? Верно! Мы даже не думали, что снимаем полнометражный фильм. Мы просто следовали за историей и её героями и снимали так, чтобы нам было интересно.

— это первый опыт студии в полном и самостоятельном производстве полнометражного фильма.

— все съёмки проходили в Москве, в Московской и в Калужской области. Выезжать куда-то далеко нам не позволял бюджет.

— съёмки проходили в период с июня 2010 по апрель 2011 года с большими перерывами — потому что главные герои дети, им надо учиться в школе. Всего было примерно 40 съёмочных смен.

— фильм снят на цифровую камеру Sony EX3 с адаптером под фотооптику SG-Blade. Формат съёмок — 1920 на 1080, 25 кадров/сек. Мы использовали фотооптику фирмы «Карл Цейсс», марки ЗФ.

 

Фестивали, в которых участвовал наш фильм:

— Всероссийский фестиваль визуальных искусств в «Орленке», Россия, 2012.

— Международный Кинофестиваль «Золотая Бригантина», Украина, 2012.

— VOICES — Фестиваль молодого европейского кино, Россия, 2012.

— Международный фестиваль детских и юношеских программ «Арт Амфора», Болгария, 2012.

— Международный фестиваль фильмов для юных взрослых, Иран, 2012.

— Международный фестиваль «Восток & Запад. Классика и Авангард», Россия, 2012.

— Десятый Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера», Россия, 2012.

— Десятый Молодёжный фестиваль визуальных искусств «Зеленое яблоко — Н», Россия, 2012.

— XIV Международный фестиваль здорового и позитивного кино, Россия, 2012

— Фестиваль детского кино и телевидения «Весёлая ларга», Россия, 2013.

— XIV Кинофестиваль «СКАЗКА», Россия, 2012.

— Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», внеконкурсный показ, 2013.

 

Награды:
                                                                              

— Гран-При XIV Кинофестиваля «СКАЗКА».

— Специальный диплом жюри Всероссийского фестиваля визуальных искусств в «Орленке».

 

2. Подготовка костюмов и грима

Костюмы монстров по мнению Антона Ланшакова. Обратите внимание, в этой версии в верхнем правом углу изображён Безобраз — милый и пушистый монстр.

 

Начинаем с поиска костюмов для главных героев. Вот эскизы (художник Татьяна Артамонова):

Эволюция костюма Янмира — от пижона до охотника.

 

Незряк — от гангстера до финального образа.

 

Скудорук, его мутировавшая рука всегда в кармане. Первый вариант костюма слишком уж стильный для глуповатого злодея.

 

Пройдоха Одноступ — с первого раза в точку.

 

Все три Слизня в своём первоначальном виде.

 

Прекрасный костюм Ведьмы Ютаны.

 

Развитие костюма главного злодея Мора, по задумке авторов он начал свою практику в XVIII веке.

 

Вариант костюма Безобраза от художника по костюмам. Тогда мы ещё думали, что Безобраз должен выглядеть как трубообразный леший.

 

Знак Мора, который висит у него на груди, сделан Светой Ланшаковой.

 

Эскизы основных костюмов утверждены, художница отправляет выкройки на пошив. С остальными костюмами мы решаем очень просто — актёры в ролях людей будут носить свою одежду. Актёры-зверолюди будут носить ту одежду, которую их персонажи смогли бы достать — разного рода вещи с барахолки.

Следующий шаг — убедительный грим. Для зверолюдей заказываем большое количество силиконовых масок, которые крепятся на лицо сандарачным клеем. И начинаем пробовать их на утверждённых актёрах.

 

Андрей Парфёнцев в роли зайца Бундука. Обратите внимание на тапочки-кролики. В фильме они не будут такими белоснежными — они будут в грязи целиком и полностью!

 

Света Ланшакова в образе черепахи.

 

Проба когтей на пальцы для Раики.

 

Олег Сушков в роли слизня Незряка, первая проба грима. После этой пробы мы убираем зрачок с его глаза.

 

Лев Кузьмичёв в образе колдуна Мора, первая проба грима. В этот момент мы окончательно убеждаемся, что не ошиблись с актёром на роль злодея.

 

3. Поиск натуры

Пока актёры привыкают к мысли, что ближайшие месяцы они будут в масках, мы отправляемся на разведку — на поиск съёмочной натуры. Очень важны два обстоятельства: 1) натура должна быть в Подмосковье, и 2) рядом должно быть доступное нам на время съёмок жилище. Поехали:

 

Маленькая подмосковная деревня Болтино. Нет, не подходит — слишком цивилизованно.

 

Деревня Шатур, а в прошлом — Николо-Шатур. О да, старый домик на отшибе, в кадре не видны соседи, сзади лес — всё, что нужно по сценарию.

 

Домик в Шатуре, вид на амбар. Амбар очень старый.

 

Домик в Шатуре, вид на резные детали у заднего выхода.

 

И внутренний двор домика — то, что нужно.

 

А рядом такой сочный мост! Всё, снимаем здесь.

 

Интерьер домика, в котором по сюжету живут Настя и Лёша. Его находим в Ахтырке, за 130 километров от Шатура. Но ни один зритель не узнает, что домик снаружи и домик внутри — это два разных домика.

 

Опушка леса, куда убегает Лёша. На фотографии неказистая, в фильме — лучше не найдёшь.

 

Ищем лес, по которому в течение всего фильма будут ходить герои. Этот слишком лубочный и светлый.

 

А вот этот непроходимый мрачняк в Калужской области в самый раз. Но всё же снимать будем в более светлом лесу — в этот вообще не проедешь.

 

Это холмы в Звенигородском районе. Для Лагеря Зверолюдей ищем неровную, рельефную местность. Мы долго склонялись к этому варианту...

 

...пока не нашли эти заброшенные каменоломни в Тучкове.

 

Сложно объяснить, но когда стоишь в этой каменоломне, возникает чувство, что это идеальное для съёмок место.

 

Почему-то у продюсеров возникает другое чувство. Оно тоже не имеет названия и звучит примерно как: «О, чёрт, как же мы задолбаемся таскать туда оборудование!»

 

Вокруг полно мест, где можно снимать и другие сцены. Например, здесь Лёша будет встречаться с Кабаном и Раикой.

 

А с другой стороны от Лагеря — пещера Безобраза! Тучково берём. Запакуйте.

 

Для тех, кто всегда хотел узнать, что же на самом деле внутри пещеры Безобраза. Теперь вы знаете: там тесно и пустая банка «Яги».

 

Самая сложная часть — выбор места для финальной битвы. Оно должно быть одновременно и эпическим, и удобным для съёмочной группы. К примеру, вот холмы под Серпуховым — достаточно эпичные, но добираться до них невозможно трудно. Продолжаем поиски.

 

Карьер под Подольском.

 

Выглядит интересно, хотя и странно. Снимать нельзя в прямом смысле — карьер ведь действующий.

 

Коса в карьере рядом со станцией «Санаторная». Очень красиво. Очень эпично. Очень сложно проехать. Трудно представить себе, чтобы на этой косе разместились 20 человек актёров, 20 человек съёмочной группы, съёмочная техника и оборудование.

 

Но место красивое. Может быть, когда-нибудь... А впрочем, едем дальше.

 

Карьер в Дзержинском. На первый взгляд: «Хм-м-м-м... Неплохо».

 

Но на второй взгляд — нет. Всё плохо. Много людей отдыхает. Много мусора. Добираться надо по узкому перешейку. Нет, нет, нет. Следующий вариант!

 

К этому времени решаемся на перенос финальной сцены в какой-нибудь заброшенный объект. Как вам эти славные заброшенные фермы? Нам показалось, что не достаёт размаха.

 

И мы поехали смотреть на АЗЛК. Уж чего-чего, а размаха на московском автомобильном заводе хватает! Да, цеха недостаточно заброшены (для завода это замечательно, а для фильма не очень), а с дирекцией не удалось вовремя договориться. Поэтому мы выбрали другой завод. Об этом читайте дальше.

 

4. Раскадровка

Когда съёмочные натуры подобраны, мы начинаем рисовать раскадровки. Они помогают понять, что надо снимать и в каком порядке. Поскольку раскадровка — это не комикс, мы рисуем её очень схематично. Вот пример — полная раскадровка 13 сцены:

 

 

 

 

 

 

 

А вот схема расстановки камеры в 13 сцене:

 

Итак, актёры готовы, сцены отрепетированы и раскадрованы, съёмочная группа укомплектована, костюмы сшиты, реквизит закуплен, локации выбраны, календарно-постановочный план составлен, хлопушка есть, камера есть, звук есть, свет возьмём в аренду. Продюсеры положили побольше денег на сотовые, монтажёры расчистили на компьютере терабайт для отснятого материала, сценарий лежит, распечатанный в нескольких копиях. Что ж, похоже, момент настал. Пора снимать фильм.

 

5. Съёмки в Шатуре


 

— в Шатуре очень, очень, очень, очень-очень-очень много комаров, слепней и гнусов. Можно было похлопать в ладоши и гарантированно убить десяток насекомых. Съёмочная группа в срочном порядке закупила ящик спрея от комаров.

— cъёмочная группа расквартировалась на даче у второго режиссёра Веры Томиловой и сняла комнату в доме у любезного семейства Свирелей в посёлке Горки.

— самый первый снятый кадр «Не-Сказки» — Дедушка произносит монолог, сидя на бане.

— в доме действительно нет электричества, и все сцены в Шатуре сняты без электрических приборов освещения — только отражатели и рассеивающие свет рамы.

— из-за болезни актрисы и плотного графика сцену на огороде пришлось доснимать позже — в декабре и на хромакее, о чём смотрите соответствующий ролик в конце статьи.

— мост, по которому Лёша убегает из дома, на самом деле находится совсем рядом со съёмочной площадкой. До съёмок он выглядел старым и разрушенным, но к моменту съёмок местные жители решили подновить его. Мост перестал выглядеть дряхлым и старым. Поэтому художнику-постановщику пришлось лично перекрасить мост и состарить его до нужного состояния.

— красивые рамы на окнах дома на самом деле лежали на чердаке амбара.

— корень, который тянут Дедушка, Бабушка и Настя — на самом деле часть костюма от Безобраза.

— Лёша играет на ПСП в несуществующую игру. Подробнее об этой игре читайте в рассказе о создании клипа War In My Head.

 

Снимаем самый первый кадр.

 

Снимаем самый первый кадр — вид с другой стороны.

 

Снимаем внутренний двор. Он очень тесный.

 

В руках у Ромы стедикам — «третья рука», которая держит камеру и позволяет снимать на ходу без дрожи в кадре.

 

Снимаем подъезд автомобиля. На заднем плане — арка, вход на заброшенное кладбище.

 

Лица грустные. Значит, будет ещё один дубль.

 

Рома Александров.

 

Саша Овчинников.

 

Раскадровка — как пистолет у копа, всегда под рукой.

 

«А теперь гениально сыграйте эту сцену!»

 

День Рождения Саши Овчинникова — прямо в первый же съёмочный день.

 

6. Съёмки в Тучкове

 

 

— дождь. Грязь. Холод. Ночь. Короткий просвет в облаках. Снова дождь. Грязь. Ещё больше грязи. Ещё больше дождя. Скользкие склоны, по которым надо спускать и поднимать тяжёлое съёмочное оборудование — под дождём, конечно же. Ночь. Холод. Грязь. Дождь. Слова бессильны передать всё то, что пережила съёмочная группа за те несколько недель съёмок в Тучкове. Это факт.

— подмосковный смог 2010 года сильно отодвинул график съёмок.

— вся съёмочная группа и актёры поселились в закрытом пионерлагере «Зарница» — дирекция лагеря специально для нас приоткрыла его.

— строительство лагеря мы начали за две недели до съёмок. Художником-постановщиком была Ольга Калафати, распоряжался строителями её муж Александр Калафати, а архитектором был грек Ян Исаакидис.

 

Ян лично на строительной площадке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— печальный факт: уже к лету 2011 года от Лагеря Зверолюдей не осталось ни единой конструкции.

— на ночь, если не было съёмок, в лагере обязательно оставался сторожем доброволец из съёмочной группы.

— съёмочная площадка освещалась несколькими огромными и тяжёлыми шестикиловаттными приборами, а сами приборы питались от огромного бензогенератора. И приборы, и генератор так и стояли на протяжении всех съёмок в лесу никем не тронутые.

— в конце съёмок нам пришлось нанять местный грузовик с краном, чтобы вызволить из леса бензогенератор.

— из-за сильных дождей и грязи подступ к лагерю размыло, и актёр в костюме монстра Безобраза не мог ходить, а тем более бегать в кадре. Поэтому там, где монстр в кадре по пояс, на самом деле актёр твёрдо стоит на столе. Во время битвы, чтобы не поскользнуться, он держится рукой за щит одного из зверолюдей.

— некоторые крупные планы (Безобраз берёт с земли камень; Ящер включает розетку в генератор; Заяц играет в ПСП) мы доснимали в ноябре в Москве во дворе ближайшего к студии дома.

— по традиции в одном из кадров спрятан какаду.

— самые первые кадры после побега Мора из Темницы (водопад; пустой лагерь; Кабан идёт набирать воды) снимались уже во время отъезда основной съёмочной группы, при естественном освещении и в порядке полной импровизации.

— на наложение и грим одной маски для зверочеловека требовался один час. Многие сцены с большим количеством зверолюдей снимались рано с утра — после того, как актёры всю ночь гримировались.

— кто же такой этот странный краснолицый персонаж, который живёт среди зверолюдей? Это Бровозверь. Его играет Дима Воронцов. В самый последний момент, уже перед гримом Димы выяснилось, что ему не хватает подходящей маски.  Зато есть длинные накладные брови. Не уезжать же актёру домой из Тучкова, в самом деле.

— к концу съёмок Лагерь Зверолюдей окончательно превратился в маленький действующий посёлок со своей инфраструктурой. Актёры и съёмочная группа ночевали в домах, прятались в них от дождя, а на склонах появились самодельные лестницы.

 

Погода в Тучково была самой разнообразной...

 

...короткие секунды солнца...

 

...часы в искусственном дыму...

 

...и дни проливных дождей.

 

Поправка: недели проливных дождей.

 

Посмотрим на условия жизни. Это лагерь «Зарница», одна из комнат для пионеров. Спартанские условия, но никто не жалуется.

 

А это домик Кабана, аккуратный, комфортный, со своими двумя вёдрами и колесом.

 

Гнездо Раики. Не хочешь никого видеть — отгородился занавесочками.

 

Заяц в гостях у Лошади — её дом на заднем плане.

 

Вера в гостях у Самсона. О том, что Самсон негласный лидер у зверолюдей, нам намекает радио.

 

Дом гримёра.

 

За окном ночь, в доме гримёра полно гостей.

 

Всегда есть работа — например, расчёсывать усы зайцу.

 

Самсон своим взглядом красноречиво говорит, как на самом деле неудобно есть и пить в маске медведя.

 

Ануш за час до полного превращения в Раику.

 

Одна из самых удобных масок, между прочим.

 

Да, в жизни Заяц совсем не толстый. Мы обманываем зрителя при помощи ремня и синтепона.

 

Ответственный момент — одевание Безобраза.

 

Вова Дружин со своим ручным Безобразиком.

 

В роли Безобразика — Коля Романков.

 

Администратор на площадке Саша Калафати. Почему-то тоже в образе Безобразика.

 

Катя Белоглазова.

 

Дима Воронцов в роли загадочного Бровозверя.

 

Хельга Шигаева.

 

Андрей Парфенцев обходит неудобства маски.

 

А потом они поженились. Правда. Андрей и Лена Исаенковы.

 

Дима Спиричев — осветитель. Кажется, это его первый в жизни день на съёмочной площадке.

 

Ануш Исханян, Вера Томилова, Саша Овчинников и Оля Калафати.

 

Даня Свертнев в хэви-металл-гриме. Сегодня у него День Рождения, ему можно.

 

Антон Ланшаков, Лёша Хруслов и Рома Александров.

 

Работаем ночью.

 

Продолжаем работать утром.

 

Всё ещё продолжаем работать. Утро переходит в день.

 

День переходит в вечер. Продолжаем работать.

 

Короткий перерыв на техасский покер...

 

...и на дождь.

 

И продолжаем работать!

 

 

7. Съёмки болота в Малаховке


— съёмки сцен в болоте начались в сентябре. Поскольку дети должны ходить в школу, снимаем их по выходным.

— болото находится на охраняемой территории лесничества.

— по сюжету Слизни загоняли Янмира по пояс в воду, где он увязал в болоте. Но к осени болото высохло, поэтому нам пришлось немного переписать сценарий — теперь Янмира хватали из болота лапы, вызванные Слизнями.

— на соседнем с лесничеством поле мы снимали начальные кадры сказки — машина едет по полю.

— слизь на лицах Слизней — это глицерин. Его гримёры литрами выливали на актёров в перерывах между дублями.

 

Кажется, что справа горит торф. Но на самом деле это наша ненаглядная дым-машина рожает для фильма дым.

 

Главные герои болотного эпизода. Это Настя Свиридова.

 

Это Саша Туманов (все трюки он выполняет сам!)

 

И, конечно, это Слизни — Святослав Юзыч, Олег Сушков и Макс Ратинер. Все трое делают вид, что счастливы носить жёлтые вставные зубы.

 

Это Вера Томилова. Она в кадре не появляется, но без неё мы бы не справились.

 

Саша, просто смотри в камеру и улыбайся. Делай вид, что тебя не хотят съесть.

 

8. Съёмки в Жукове


— съёмочная группа разместилась на даче у Андрея Вирина — ассистента оператора и консультанта по съёмкам. Дача была просторной, уютной, но самое главное её достоинство — съёмочная площадка начиналась прямо за задней калиткой в лесу.

— сцены, которые сняты в Жукове: «Лёша встречает Слизней на опушке леса», «Лёша и Настя в лесу», «Поляна Отражений», «Настя и Янмир встречают Безобраза».

— сразу после крупного плана руки Янмира, следящего за детьми, самого охотника можно увидеть на заднем плане перебегающим от одного дерева к другому.

— в сценарии на Поляне Отражений росли цветы, именно они создавали пугающие копии детей. Но когда съёмочная группа прибывала на натуру, то обнаружила полную поляну настоящих грибов. Грибы вписывались в историю гораздо лучше.

— Саша Туманов сам предложил, отрепетировал с Настей и исполнил трюк, когда его персонаж, убегая от Безобраза, на ходу забрасывает девочку себе на плечи.

 

В кадре почти вся съёмочная группа и приблизительно 12 грибников на заднем плане.

 

Снимаем классическую сцену из японского триллера — маленькая девочка пугает героя.

 

Он уже предчувствует, что эту сцену мы снимем с 29 дубля.

 

Кадр называется «Бросание бутылки на грибы с последующим её подбиранием».

 

«Стой спокойно и улыбайся — я хочу тебя сфотографировать!»

 

Перерыв на обед.

 

Что это такое в нижней части фотографии? Это недорогая площадка под штатив красивого бирюзового цвета.

 

«У нас только одна карта, поэтому красиво порви её с первого дубля».

 

Лев Кузьмичёв — очень добрый, тихий и спокойный человек в жизни. На экране — злейший и беспощадный колдун. По-другому и не могло быть.

 

«Рома, не смотри на меня так. Ещё один дубль».

 

Карта для избранного. Наконец-то, во всех подробностях.

 

«Ура! Я уничтожила реквизит и осталась жива!»

 

Лёша Хруслов изображает части тела Незряка, пока актёр спешит на съёмочную площадку.

 

Незряк хочет съесть ногу Веры.

 

Нашествие стада коров.

 

Настя кипятит воду в пластиковом стаканчике.

 

Последний кадр, который мы сняли в этой сцене — крупный план карты на земле.

 

9. Возвращение в Тучково

— в начале октября мы вернулись в Тучково, чтобы доснять две важные сцены. За месяц отсутствия Лагерь Зверолюдей уже начал разваливаться.

— так как дирекция уже съехала из пионерлагеря, съёмочная группа в полном составе заняла дачу сценаристки сказки Сабины Шульги.

— сцены, снятые за эти два дня: «Пещера Безобраза» и «Лёша встречает Раику и Кабана».

— из-за труднодоступности локаций мы снова отказались от искусственного освещения. Единственное исключение — подсветка внутри пещеры.

— ради съёмок сказки приезжая группа альпинистов перекроила свои планы, чтобы не мешать съёмочной группе.

— крупные планы рук мы доснимали гораздо позже, в тепле и на студии, потому что под самый конец съёмок закончился бензин в бензогенераторе.

 

Снимаем сцену встречи Лёши со зверолюдьми. Вид из глаз альпиниста.

 

Снимаем сцену с пещерой Безобраза.

 

А сейчас, Лёша, тебе на голову упадёт листок с клеем.

 

Настя в своём любимом гриме.

 

Саша доказывает Роме, что может попасть посохом в объектив с первого раза.

 

10. Съёмки водопада в Папине


— первоначально оператор задумал поставить большие и мощные источники света на другом берегу реки Нары, чтобы не зависеть от солнечного света. Но за несколько дней до съёмок весь противоположный берег был полностью перепахан под гречку — что характерно, раньше поле долгие годы оставалось неосвоенным. Дорога превратилась в пашню. Поэтому мы, как и ранее, ограничились самым минимальным набором света.

— съёмки велись в обратном порядке — вначале были сняты все сцены, где в кадре есть домик Ведьмы, затем мы разобрали домик и сняли все сцены, где его в кадре быть не должно.

— маска белки на лице Насти — это бывшая маска Лисы.

— чтобы пророчество Ведьмы выглядело необычно, мы заставили актрису Иру Соболеву выучить весь монолог, как если бы он звучал задом наперёд: «Ашёл кичьлам отсорп ен ыт». Ира мужественно выучила его и зачитала полностью на камеру, а мы позже на монтаже развернули его задом наперёд. Кстати, водопад в кадре с пророчеством падает снизу вверх.

 

Камера по щиколотку в водопаде.

 

Режиссёры обсуждают, как мало перед водопадом места для съёмок.

 

Домик Ведьмы, вид сверху.

 

Настя в гостях у Ведьмы. Если она сейчас перережет хоть одну верёвку, весь домик рухнет.

 

11. Съёмки на зелёном фоне

— кроме сцен на огороде на хромакей досняты крупные планы Ведьмы (из-за плотного графика актриса не успела сняться в них на натуре), а также обе сцены в тумане.

— для всех актёров это был первый опыт съёмок на зелёном фоне, но все отлично справились с задачей.

Всю полноту съёмок передаёт эта круговая панорама, единственная сделанная на месте фотография:

 

 

12. Съёмки в Ахтырке


— здесь съёмочная группа поселилась на даче у помощника режиссёра Кати Белоглазовой.

— это первые съёмки после большого перерыва, вызванного сложными графиками работы актёров, каникулами, школой и праздниками.

— крупный план подушки, которую заливает водой Дедушка, был доснят позже на студии.

— рисунки на календаре делал Лёша Свиридов.

— обе сцены в доме были сняты за один день.

 

«Мы слегка поменяли текст и вставили в него два монолога. Выучите, пожалуйста, у вас есть три минуты».

 

Любимая съёмочная смена Насти — весь день надо сладко спать в постели.

 

Думаете, за окном глухая ночь? Вы правы. За окном действительно уже глухая ночь. Съёмки в самом разгаре.

 

13. Съёмки Темницы Мора

— помещение, где была возведена Темница Мора, находится в Москве на Большой Черёмушкинской улице. Это пустое чердачное пространство. Для съёмок мы закупили и собрали ровно тысячу коробок, а затем за два дня построили из них лабиринт.

— чтобы вызвать у зрителя странное, тревожное, сюрреалистичное ощущение от Темницы Мора, свет в ней постоянно меняется прямо в кадре.

— пока Лёша идёт по лабиринту, перед ним без остановки едет и производит дым тяжёлая дым-машина.

 

Глубоко профессиональный чертёж будущего лабиринта.

 

Строительство коробочного лабиринта.

 

Знаете ли вы, что коробку из сложенного состояния в полностью кубическое можно собрать за четыре секунды?

 

Лабиринт готов!

 

На заднем плане спрятан единственный вход в лабиринт.

 

Любимица публики и концертных певцов — машина, которая делает тяжёлый дым.

 

Лёша нейтрализован игрой на телефоне.

 

Дима. Ах, как много месяцев прошло с его первого съёмочного дня в качестве осветителя. Теперь Дима вырос, возмужал, у него появились перчатки и рация.

 

Все хотят сфотографироваться, когда под рукой есть огромный вентилятор.

 

Немного депрессивного абсурда.

 

Таким образом мы создаём эффект колдовства — на стену падают странные, красивые блики.

 

Лица ждут своих хозяев.

 

К концу съёмок актёры уже сами научились накладывать на себя звериный грим.

 

Влад Иванюшин.

 

Съёмки Темницы Мора закончены. Наконец-то съёмочная группа может позволить себе то, о чём всегда тайно мечтала:

 

14. Съёмки на заводе

— для контраста с природой, для упрощения и без того сложнопостановочных съёмок, для удобства работы независимо от дневного света — по этим причинам мы перенесли финальную сцену на завод. Он удачно вписался в мифологию нашей сказки и избавил нас от огромного количества проблем. Зато добавил новые.

— съёмки проходили в заброшенном цехе Люблинского литейно-механического завода. В цеху было пыльно, поэтому вся съёмочная группа носила маски. Актёрам приходилось надевать их в перерывах между дублями.

— кроме того, оказалось, что в заброшенном цеху на самом деле проживают несколько десятков иммигрантов с Ближнего Востока. Буквально — несколько десятков человек пряталось в разрушенных комнатах завода, периодически показываясь на съёмочной площадке и исчезая неизвестно куда.

— единственная декорация, которую мы привнесли на завод, — это сам Источник, он был собран Андреем Вириным из подручного мусора и новенького алюминиевого крана, раскрашенного под ржавчину. Источник работал и мог лить воду из крана, как и требовалось по сюжету. Однако, уже на следующее утро кран бесследно пропал. Мы успели снять только один кадр с работающим Источником, поэтому во всех остальных моментах зрители не видят, как вода льётся именно из крана.

— Коля Романков снялся в ролях обоих чудовищ — Безобраза и Гигантского Слизня. По ходу съёмок он не раз менял костюмы. По этой причине чудовища никогда не встречаются — никто, кроме Коли, не мог управлять сложными костюмами.

— между дублями Гигантского Слизня поливали глицерином. В одном из дублей Кабан топором случайно отрубил часть ноги от костюма монстра.

— в одном из кадров на заднем плане мелькает кошка.

— когда Мор начинает колдовать, воздух перед ним начинает колыхаться, как от сильного жара. Это спецэффект, сделанный на компьютере, как и чёрные глаза Мора.

— все каскадёрские трюки во время драки с Мором и Слизнем актёры исолняли сами, более того, они сами же их предложили и поставили.

 

Заброшенный завод во всей своей красе.

 

Павел Фролов в роли Волка-в-капюшоне.

 

Источник. Пока ещё рабочий.

 

Да, система подачи воды несовершенна. Но зато в кадре смотрится отлично!

 

Ира Соболева в роли ведьмы. Здесь она накинула на себя тёплое пончо — на заброшенном заводе не топят.

 

Хотите оставить Лёшу стоять на одном месте? Дайте ему телефон с играми.

 

Красный ниндзя на съёмочной площадке!

 

И Зорро! Откуда они все?

 

Коля отдыхает. Впереди — тяжёлый съёмочный день в обеих ролях.

 

Сейчас он Гигантский Слизень.

 

Через час уже в костюме Безобраза. Да, Коля, в резюме у тебя прибавилось пунктов.

 

Снимаем финальный монолог злодея.

 

Автобус — это и склад, и гримёрка, и костюмерная, и место, куда все идут погреться.

 

Они поют и веселятся. Они счастливы, потому что больше никогда не наденут силиконовые маски зверолюдей. Съёмки закончены. Полностью. Ура. Впереди сложный монтажно-тонировочный период.

 

P.S. Внимательный зритель вспомнит ещё одну сцену — сказку-в-сказке, которую Раика показывает Лёше на камере. Этот хит мы снимали в Битцевском парке в начале июня, стараясь сделать его максимально непрофессионально, глупо и смешно. С большой неохотой Кабан и Черепаха вернулись в свои маски и жаркие костюмы. В роли Ящера, который был в роли Источника, снялся Лёша Хруслов. Он закрывает лицо, потому что на тот момент маска Ящера пришла в негодность. Случайные посетители Битцевского парка были в изумлении. Часть материала для сказки-в-сказки мы сняли ещё в Тучкове, в часы долгих перерывов между дублями, чтобы актёры не теряли тонус. Что за дом виднеется в последнем кадре сказки-в-сказке? Это длинный дом номер 14 по улице Академика Янгеля, корпуса 1, 2 и 3.

 

Снимаем подход к заводу.

 

«Положи рацию, или я сниму тебя!»

 

Мальчик-Дерево ждёт поезда. Добавить к этому нечего.

 

15. Музыка

Перед вами саундтрек, написанный Александром Овчинниковым.

«Приключения зовут»

«Основная тема»

«Мор»

«На болоте»

«История Раики»

«Волшебные предметы»

«Ютана»

«Конец фильма»

«Рэп Безобраза»

«Музыка из трейлера»

 

16. Видео со съёмок

Как обычно, самое сладкое — в конце рассказа. Итак, вот ролик с запоротыми дублями:

 

Иногда в перерывах между дублями камера попадала в руки маньяков, которые снимают всё подряд. Вот странный ролик, смонтированный из этого материала:

 

Зритель может не догадываться, а между тем в нашей сказке полно компьютерной графики. Вот ролик о создании спецэффектов:

 

И отдельно — дурачество со съёмок фонов для зелёного экрана:

 

Антон Ланшаков озвучивает Гигантского Слизня:

 

Видео с апрельских съёмок (интерьер Домика Бабушки и Дедушки, Темница Мора, Завод):

 

17. Полные титры

режиссёры
Антон Ланшаков и Алексей Хруслов

автор сценария
Сабина Шульга
при участии Антона Ланшакова и Алексея Хруслова

генеральный продюсер
Сергей Свиридов

оператор-постановщик
Роман Александров

композитор и звукорежиссёр
Александр Овчинников

художник-постановщик
Ольга Калафати

исполнительные продюсеры
Алексей Хруслов
Вера Томилова
Антон Ланшаков

в главных ролях
Анастасия и Алексей Свиридовы

 

в ролях:
(в порядке появления)
Дедушка – Виктор Удочкин
Бабушка – Татьяна Удочкина
Лёша – Алексей Свиридов
Настя – Анастасия Свиридова
Папа – Сергей Свиридов
Мама – Екатерина Свиридова
Незряк – Олег Сушков
Одноступ – Святослав Юзыч
Скудорук – Максим Ратинер
Янмир – Александр Туманов
Кабан – Александр Овчинников
Райка – Ануш Исханян
Ящер – Андрей Исаенков
Волк с посохом – Николай Басканчин
Волк в капюшоне – Павел Фролов
Ящерица – Елена Исаенкова
Лошадь – Хельга Шигаева
Бровозверь – Дмитрий Воронцов
Обезьяна – Всеволод Иванов
Лиса – Марина Мужчинина
Черепаха – Светлана Ланшакова
Заяц – Андрей Парфенцев
Самсон – Владислав Иванюшин
Собака – Екатерина Костеневская
Волк в шляпе – Виктор Либеров
Мор – Лев Кузьмичёв
Ведьма – Ирина Соболева

в ролях Безобраза и Гигантского Слизня
Николай Романков

отдельное огромное спасибо
Игорю Ильину

 

второй режиссёр
Вера Томилова

помощники режиссёров
Катерина Белоглазова
Юлия Былецкая

администраторы
Анастасия Соколова
Александр Калафати

художник по гриму
Михаил Вигдоров

ассистент художника по гриму
Ирина Стеблянко

дополнительные гримёры
Светлана Ланшакова
Ксения Шостко

художник по костюмам
(костюмы Янмира, Ведьмы и Мора)
Татьяна Артамонова

пошив костюмов
Татьяна Мошкова

художник по костюмам зверолюдей и костюмер
Светлана Ланшакова

создатели костюмов Безобраза и Гигантского Слизня
Нина Урманова
Владимир Дружин

архитектор лагеря зверолюдей
Яннакис Исаакидис

ассистенты оператора
Андрей Вирин
Николай Романков
Михаил Солонин

бригадир осветителей
Сергей Жессон

осветители
Даниил Свертнев
Дмитрий Спиричев
Александр Щербинин
Олег Вощанкин
Александр Кислаев
Сергей Зотов

цветокоррекция
Николай Романков

постановщики
Эмиль Ибрагимов
Александр Чалин
Евгений Иксанов
Егор Маклачков
Сергей Баженов
Сергей Шкляев

свет
Евгений Романюк и компания Autoenergy

шумооформление
Наталья Зуева и Аля Шычёва

транспорт
Алексей Бородин

генератор
Михаил Киселёв

большое спасибо за помощь
Алексею Егоровичу и Валентине Федоровне Свиридовым
Валерию Васильевичу и Марине Владимировне Кусковым
Елене Степановне Жамышковой
Николаю Федосееву
Ивану Шульге
Яне Шехтер
Ольге Герасимовой
Дмитрию Зимину
Дмитрию Афанасьеву
Владимиру Михайловичу и Татьяне Михайловне Богаткиным
Людмиле и Михаилу Якименко
Льву Хруслову
Татьяне и Александру Томиловым
Святославу и Святославе Свирелям
Владимиру Кожину
дирекции пионерлагеря «Зарница» Одинцовского района Московской области
Наталье Вириной
Гаяне Искандарян и Александру Белоглазову
семье Кузнецовых
студии Sport Media Lab
Полине Холодовой
дирекции ЛЛМЗ
студии звукозаписи «Волне-FX» и «Нотe»
и
продюсерскому центру «Ливандии»